09.08.2007 | 13:44

Трудовые будни шахтеров, рыбаков, спортсменов

В Центральном доме художника открылась выставка художников российского Севера "Соцреализм 50-х – 80-х годов". Публика сможет еще раз поразмыслить над деликатным вопросом той эпохи: действительно ли деле понимание принципов социалистического искусства требовало не художественной, а, в основном, политической подкованности и знания основных лозунгов эпохи. Рассказывают "Новости культуры".

Чтобы представить полотна на выставке, кураторам пришлось провести почти археологические раскопки. Пыльные холсты вытаскивали из-под старых шкафов, снимали с антресолей и чердаков. Когда монтировали выставку, картина Петра Миронова оказалась слишком темной. Чтобы работа заиграла, раму сделали еще темнее. Среди сдержанных в палитре мастеров Севера, этот художник является исключением. Он родился в Казахстане, жил в Чечено-Ингушетии, писал пейзажи Грозного, а потом вдруг сменил горы на просторы Севера. "Север показан совершенно по-другому, не так, как пишут художники Севера. Более экспрессивно. Мы не привыкли к такому Северу, но эта тема интересна", – замечает куратор выставки Михаил Баринов.

В поисках мотивов и красок Севера народный художник СССР Суло Юнтунен объездил всю Карелию, а Геннадий Старовойтов и Рем Ермолин искали героев Тундры и Заполярья. "Кто-то писал на заказ, а кто-то, как Ермолин, – мастер психологического портрета. Он проникал глубоко в характер человека, хотя, может быть, это и не требовалось для официальных властей", – продолжает Михаил Баринов.

Соцреализм – мгновения, выхваченные из эпохи. "Урок игры на виолончели" – на этой картине Василий Фролов изобразил своего сына. Повзрослев, сын забросил виолончель и занялся бизнесом. Эскиз Рема Ермолина к его известной картине "Когда Печора штормит", свежевыпеченные аппетитные шаньги – лепешки с творогом, будни шахтеров и нефтяников, спортсменов и рыбаков. Социалистический реализм максимально убедителен.