09.08.2007 | 14:19

"Московская недвижимость" и "Земля в собственности" Николая Волкова

"Московская недвижимость" и "Земля в собственности" – это две выставки. К 110-летию со дня рождения мастера в столице снова, спустя почти три десятилетия, экспонируются акварели Николая Волкова. Экспозиция, посвященная Москве советских времен, открылась в "Галерее на Солянке". Другая, с видами Подмосковья, – в залах филиала Музея Пушкина на Арбате. Рассказывают "Новости культруы".

В 20-е годы Николай Волков увлекался фотографией, но их история не сохранила. Второй страстью стал альпинизм. При восхождении на Эльбрус камера подвела. Тогда и открылся талант художника. Первыми работами стали зарисовки Приэльбрусья. Потом появились крымские пейзажи, виды Беломорканала, родного Подмосковья и столицы. Среди работ нет хрестоматийных видов Москвы. Волков одним из первых изобразил город "уходящий". Рядом с деревянными постройками возникали монументальные сталинские высотки. Блочные новостройки, расширившие границы Москвы, сам автор шутливо называл "белокаменными". Увлечение Волкова живописью встретили с одобрением лучшие художники того времени. "Индивидуальность, наверное, – в той своеобразной технике и состоянии, которое он смог уловить в окружающей среде, в чувствах", – считает куратор выставки Вячеслав Давыдов.

Такой успех многие специалисты объясняли просто: Волков, доктор психологии, тщательно, с математической точностью выверял цветовое и композиционное решение своих работ. Простого зрителя привлекала естественность и легкость акварелей художника. Он одинаково тонко чувствовал настроение природы и дух мегаполиса. "Его теоретические труды легли в основу базового художественного образования в СССР, его учебники. То есть обывателям он больше знаком как теоретик искусства. Но при этом с 1933 года его работы закупались крупными галереями страны", – замечает Вячеслав Давыдов.

С конца 70-х персональных выставок не было. Нет работ художника и в постоянной музейной экспозиции. Новое поколение искусствоведов знает Волкова лишь по старым советским каталогам, где акварели художника опубликованы рядом с работами Волошина, Кузнецова, Богаевского, Фонвизина, Бруни. Выставки, приуроченные к юбилею Николая Волкова, представляют уникальную возможность увидеть, как менялась Москва и Подмосковье с 20-х по 70-е годы прошлого века.