10.08.2007 | 13:15

Этнические лики России

Парад культур на фестивале "Этнические лики России" в столичном саду "Эрмитаж". Говоря о богатстве российской культуры, редко употребляют понятие "мультикультурная". 9 августа, в Международный день коренных народов мира стоит принять это во внимание, а также вспомнить слова Виктора Гюго о том, что "величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень". Культурный фонд поддержки национальных искусств привез в Москву коллективы из четырех регионов России. Рассказывают "Новости культуры".

Октябрь Саая сам сделал дашпулур из лиственницы, конского волоса и лошадинной кожи. Характер у тувинского банджо, как у коня. "Ходьба, шаг или как лошадь скачет, он исполняет быстрые темы", – поясняет руководитель группы "Уг-Шиг" из Тувы Октябрь Саая.

Там же можно было увидеть инструмент тувинских чабанов и кочевников. По легенде, его смастерил один табунщик, чтобы вернуть своего коня. Он так и называется "Вернись", по-тувински – "Игил". В группе "Уг-Шиг", кроме гитариста, певца и барабанщика, есть и шаман. В Москву он не приехал , так как летом у него слишком много дел. Он благословляет реки и горы. "Культура коренных народов сложилась как способ выживания. Они подражают звукам природы, зверей и птиц, чтобы приманить этих зверей", – рассказывает президент Фонда поддержки национальных искусств Елена Тюрина.

Чукчи подражают движениям птиц и зверей не только в танце, но и в чукотском похрипе. Так называется чукотский вариант горлового пения. Многие из малых народов находятся на грани вымирания. Киреков осталось восемь человек, алеутов – пятьсот, а общая численность всех сорока коренных народов России не превышает населения одного городка – всего триста тысяч человек. Разве что самое крупное явление культуры коренных народов России – горловое пение не исчезает, и даже можно сказать, что оно находится сейчас в самом расцвете. В Туву и на Алтай – приезжают учиться петь горлом из Америки, Японии и Европы.

Алтайская сказительница Чейнеш скромно называет себя эстрадным исполнителем. Говорит, ей не сравниться по силе со старинными сказителями, которые удерживали внимание слушателей по семь суток и могли, как шаманы, вызывать дождь. Но и Чейнеш знает, как установить контакт с родными горами перед выступлением. "При помощи струн своего инструмента возвращаюсь в родные места. Полет делаю над своей родиной", – говорит Чейнеш.

В привязанности коренных народов к родной земле заключается и сила, и риск. Спасти традицию от вымирания можно, упрощая и популяризируя, считает певец и композитор из Эвенкии Владимир Хоменко. Музыкантам и ремесленникам Дальнего Востока и Эвенкии он предлагает объединиться под названием "стиль тундра". "Не все могут приехать за полярный круг, мы набегами вынуждены приезжать к вам, чтобы показать, то мы делаем. Есть люди, которые возрождают культуру, а есть те, которые продвигают", – замечает Владимир Хоменко.

Отмечать день коренных народов не только в местах их проживания, но и в больших городах, – такая идея впервые в этом году была опробована в саду "Эрмитаж".