11.08.2007 | 16:41

Старые новые имена

Судьбы мастеров живописи и графики ХХ века очень разные. Одни получали признание только после смерти, другие, известные при жизни, забывались потомками. В наше время повторно звучат имена художников, которые не вписались в официальный стиль 50-х годов. Среди этих имен – Наталья Сорокина и Вениамин Сафонов. Центральный дом художника представляет ретроспективную выставку их работ. Рассказывают "Новости культуры".

Она жила, как писала, и писала, как жила – так вспоминают о Наталье Сорокиной ее коллеги. Она была предельно искренней в творчестве и в жизни. Ей не раз приходилось расплачиваться за бескомпромиссность и нежелание идти на уступки. Отдушиной для художницы стал Крым. Там она бывала с детских лет вместе с родителями, там и познакомилась с Грином, Богаевским, Волошиным. "Волошин разглядел в маленькой девочке художницу и благословил ее на творчество. Так что у нее очень глубокий культурный слой", – говорит галерист Наталья Киналь.

Во время учебы в Суриковском институте она увлекалась такими "буржуазными" художниками как Ван Гог, Сезанн, Боннар. За это ее обвинили в космополитизме и исключили из Суриковского института. Такая же ситуация повторилась и с Московским союзом художников. Ее выгоняли и принимали вновь. Наталья Сорокина жила за счет государственных заказов. Она писала монументальные полотна, изображая на них людей труда, для этого отправляясь в командировки в Узбекистан, Таджикистан и на Кавказ. Все, что она писала для себя, оставалось в мастерской.

В Суриковском институте ее учителем был Осьмеркин, который предлагал студентам пользоваться системой дополнительных цветов, не бояться активно использовать красный цвет. Наталья Сорокина писала, яркие, жизнерадостные картины, наслаждаясь сочным колоритом и подчеркивая красоту фактуры – так, как это делали художники объединения "Бубновый валет". После смерти художницы, многие ее картины остались в ее мастерской. Пятнадцать лет понадобилось на то, чтобы их отреставрировать и представить на выставке. Та же судьба постигла и работы другого художника – Вениамина Сафонова. Его работы, не попавшие в музеи, оказались у дочери. "Я приобрела ту часть, которая мне была близка. Не совсем реализм, а с элементами декоративизма", – продолжает Наталья Киналь.

Вениамин Сафонов писал пейзажи, не копируя или подражая природе, а создавая ее образ. Холст в то время был роскошью, поэтому художник часто использовал картон. Его пейзажи напоминают букеты из ярких цветов. Декоративность и экспрессия его работ роднит его с Владимирскими художниками, работающими в той же манере. Наследие художника составляет свыше двух тысяч работ, и изучение его творчества еще впереди.