12.08.2007 | 14:00

Магия шалюмо

От истоков этно к изысканности барокко. В подмосковном «Архангельском» продолжается музыкальный фестиваль «Корни и крона». Субботним вечером в Овальном зале Юсуповского дворца звучал шалюмо – старинный французский инструмент, предшественник кларнета. О «Магии шалюмо» рассказывают «Новости культуры».

В XVII веке на этом инструменте, который по звучанию напоминает армянский дудук, играла вся Европа. Обладая большим динамическим диапазоном, он конкурировал с гобоем и флейтой. Спустя век на смену шалюмо пришел кларнет. Образцов его предшественника на сегодняшний день практически не осталось. Для концерта в Архангельском инструмент привезли из Америки. Его создал современный голландский мастер из самшита пятидесятилетней выдержки. Специалисты утверждают, что его звучание максимально аутентично. «Этот инструмент существовал довольно долгое время, вплоть до середины XVIII века. Так что даже Глюк написал для него партию в своей знаменитой опере "Орфей"», – рассказывает музыкант Николай Тарасов.

Сочинений, написанных для шалюмо, сохранилось немного. В основном, это арии. Инструмент вводили в произведение как яркий штрих, в отличие, например от скрипки, которая обычно звучит на протяжении всего произведения. Вечер в Архангельском познакомил россиян с Концертом итальянца Паганелли, рукопись которого недавно была обнаружена в Падуе. Сочинение ни разу не издавалось. Музыканты признаются, что работа над ним сродни археологическим раскопкам. «Авторская рукопись. Некоторые детали – лишь в набросках. Надо иногда догадываться, что там на самом деле написано. Интересно», – говорит Николай Тарасов.

Долгое время ошибочно считали, что кларнет навсегда вытеснил шалюмо, но верность ему сохраняли многие музыканты, среди которых – Телеман, Зеленка, Гендель. Многие мастера продолжали создавать этот инструмент наряду с кларнетом. «Магия шалюмо», когда-то заворожившая Вивальди, как доказал концерт в Архангельском, сильна и в наши дни.

Читайте также:
Музыка средневековья между христианством и исламом

Фестиваль этнической музыки «Корни и Крона»