14.08.2007 | 11:06

Нонконформисты на Красной площади

"Нонконформисты на Красной площади". Еще пару десятилетий назад это событие назвали бы идеологической диверсией. Сегодня так называется выставка, которую готовят к открытию в Историческом музее. Ее цель не только познакомить с яркими именами неофициального искусства, но и представить их в контексте времени. Кураторы выставки не скрывают, что произведения современного искусства в стенах Исторического музея – явление необычное. Рассказывают "Новости культуры".

Двадцать один автор, восемьдесят картин – таков масштаб выставки. В экспозиции представлены далеко не все имена художников, которые стояли у истоков нонконформизма. Нет ни одной картины Оскара Рабина – одного из создателей Лианозовской группы и вдохновителя печально известной бульдозерной выставки. Зато в коллекции оказались картины Мастерковой, Яковлева, Немухина, Плавинского, Вечтомова, Краснопевцева. Разные по стилистике и манере письма, они отражают все разнообразие искусства шестидесятых. Работы каждого художника представлены в отдельных черных выгородках. Такой минимализм, по замыслу куратора, дает возможность сосредоточиться на самих произведениях искусства. "Мы неизбежно стремились к некой стилизации. Мы можем вспомнить лапидарные выгородки старого Манежа, эпохи 70-х – 80-х. Самые простые формы, материалы служили основой для произведений искусства, которые были в Манеже", – говорит куратор выставки Наталья Перевезенцева.

Тем не менее, параллелей с шестидесятниками на выставке немного. О скандальной экспозиции в Манеже, посвященной тридцатилетию МОСХа, напоминают лишь картины Элия Белютина и рисунок Эрнста Неизвестного. Именно их работы вызвали в то время у Хрущева возмущение и непонимание. Теперь многие коллекционеры мечтают приобрести произведения этих художников в свое собрание. "Просто время сглаживает углы. То, что раньше художественные формы вызывали протест, становилось фактом нашей общественной и социальной жизни, теперь это выглядит чрезвычайно наивно", – продолжает Наталья Перевезенцева.

Больше всего на выставке представлено картин Владислава Зубарева, ученика Элия Белютина и создателя "темпорального искусства". Его композиции представляют синтез разных направлений в искусстве двадцатого века и рассказывают о категориях времени. Экспозиция нонконформистов практически готова к показу, осталось лишь навести лоск и отрегулировать освещение.