16.08.2007 | 14:46

"Город" Томаша Бицана

Государственный Центр cовременного bскусства представляет выставку чешского фотохудожника Томаша Бицана "Город". Главная тема – Прага, ее старые и новые районы, улицы, дома, мосты и прочие детали городского пейзажа. Томаш Бицан видит их, разумеется, по своему. Он использует панорамную узкопленочную фотокамеру с высокочувствительной пленкой, которая требует высокочувствительного художника. Рассказывают "Новости культуры".

На примере московских улиц Томаш Бицан продемонстрировал свою уникальную технику, благодаря которой жители Праги по-новому увидели свой город. Панорамный фотоаппарат, сверхчувствительная пленка, а главное – никаких компьютеров. "Я хотел фотографировать Прагу не так, как все фотографы. Я хотел быть прогрессивным, но видите сами, что получилось", – говорит Томаш Бицан.

Начинал Томаш, как и все: Карлов мост, Староместская ратуша и другие популярные виды Праги. Однако потом он объявил войну продавцам открыток, сломал привычную перспективу, а вместе с ней и стандартное восприятие города. Рядом с каждой фотографией – еще одна, поменьше, чтобы было понятно, в каком месте города велась съемка.

В работах Бицана Прага существует вне времени и пространства, как город-тень. Кому-то его техника кажется новаторской, кто-то видит в ней возвращение к опыту чешских фотографов середины века. Российский же зритель находит в этих кадрах параллели с мастерами нашей школы шестидесятых. "Очень многие фотографы находят особый почерк. Вот как раз в этих абстрактных композициях, созданных на пересечении тонких линий, проводов. В советской фотографии, правда, присутствует человек как часть этого арабеска, этого мира. У Томаша он отсутствует", – рассказывает куратор выставки Ирина Горлова.

Потратив пятнадцать лет жизни на Прагу, художник решил порвать с родным городом, в творческом смысле. Теперь его интересуют все остальные города мира, поэтому после открытия своей выставки он выходит на улицы Москвы.