19.08.2007 | 14:54

Чехов наших дней – Александр Вампилов

В начале 60-х он не мог пристроить свои пьесы ни в один театр, а сегодня они идут на лучших столичных сценах. 19 августа исполняется 70 лет со дня рождения Александра Вампилова. За два дня до своего 35-летия он погиб на Байкале, успев написать пять великих пьес. Память о своем земляке хранят жители Прибайкалья. В Иркутске открылся мемориальный музей, проходит театральный Вампиловский фестиваль, а Театр юного зрителя носит имя Александра Вампилова. На его сцене 19 августа состоится памятный вечер драматурга, которого называют "Чеховым наших дней". Рассказывают "Новости культуры".

Копна черных вьющихся волос, высокие скулы, пронзительный взгляд – таким на фотографиях и кадрах любительского черно-белого видео навсегда остался Александр Вампилов – неразгаданным и в чем-то недопонятом. Он дал всего одно интервью – газете "Советская Клайпеда". Это было в 1966 году, по случаю премьеры его пьесы "Прощание в июне". Известно, что он не любил летать на самолетах и очень неловко чувствовал себя на тех редких премьерах, которые успел застать при жизни. "Он прочитал "Двадцать минут с Ангелом". Это была Ялта, странная, в снегу. Пьесу читал Вампилов. О несбыточном, но и о таком реальном", – рассказывает доктор искусствоведения Инна Вишневская.

"Двадцать минут с ангелом" – это самая первая пьеса Вампилова. Он написал ее в 25 лет. Пьеса о том, как два командировочных, высунувшись из окна гостиницы, просят у всех три рубля на водку, и к ним входит ангел и дает им три рубля. Сейчас специалисты говорят, что это было великим новаторством в русской драматургии. Ангела, правда, потом поменяли на агронома. В советской гостинице просто не могло быть ангела, тем более, такого, которого потом сдают в милицию. Его пьесы запрещали и заставляли бесконечно редактировать. "Его пьесы поразительны – в том смысле, что он переменил понятие "действующее лицо". Обычно в каждой пьесе действие начинает отрицательное явление, устаревшее. Вампилов попробовал представить так: а что, если добро будет воинственным, а что, если добро начинает действие; а что, если Отелло важнее, чем Яго?", – продолжает Инна Вишневская.

Так появилось его "воинствующее добро". Это пьесы не бытовые, а бытийные. "Приходит Сарафанов и понимает, что такое сын покрови и сын по душе. Приходит Зилов, который ненавидит сначала себя, а потом уже думает, кто остальные", – замечает Инна Вишневская о пьесах Вампилова. Вампилову, чудовищно не повезло со временем. До него уже были пьесы Арбузова, Розова, Володина, но его Зилов сегодня по-прежнему, как и 35 лет назад, ждет утиной охоты. В Иркутской области сезон охоты начнется через неделю.

Все материалы об Александре Вампилове>>>