23.10.2012 | 11:33

Выставка работ испанского художника Хосе Антонио Сорольи открылась в Москве

«Гиперреалист-романтик» – так говорят об испанском художнике Хосе Антонио Соролья. Он родился в Валенсии в семье ремесленников, в 11 лет впервые взял в руки кисть – и с тех пор посвятил себя живописи. С 83-го года его работы выставляются в различных галереях Европы и Америки. Теперь и у столичной публики есть возможность познакомиться с его картинами. Испанский гиперреализм изучили корреспонденты «Новостей культуры».

«Небо, облака и спина» – подобную картину многие из нас видят часто. Разглядывать такие детали пейзажа решил и испанский художник Хосе Антонио Соролья. Своим зрителям он намеренно не показывает эмоции героев, можно лишь догадываться, куда устремлен взгляд персонажа и о чем он сейчас думает.

Только силуэты, позы и личные вещи дают подсказку, кто изображен на картине. Зрителю остается лишь представить, какими могли быть черты лица героев, улыбка, цвет глаз…кроме того, по стечению обстоятельств, придется представить и самого Хосе Антонио. Он не приехал в Москву. Сейчас в Валенсии Соролья преподает живопись и не может оставить своих учеников. Однако, как говорят художники, сама живопись способна многое рассказать о мастере.

«Русские предпочитают в живописи такую вот мягкость, а испанцы, они считают по-другому, – говорит художник Сергей Шаблавин. – Испанская живопись довольно жесткая, контрастная, если мы вспомним, испанцы очень любят жесткие контрасты черного-красного, резкие абрисы, и тут испанская натура проявляется в его живописи вполне».

Казалось бы, на полотнах, пропитанных испанским солнцем, должны появиться не только четкие силуэты героев, но и буйство красок природы. Но Хосе Антонио Соролья пишет сдержанно. Его небо – часто хмурое, закатное или безмятежное, а море холодное, почти северное. Художники видят в этом романтичную и философскую натуру мастера, и отмечают – это новая волна современного гиперреализма».

«Сейчас как раз второе рождение гипереализма, – рассказывает куратор выставки Ирина Филатова. – Первая волна была в конце 60-х – начале 70-х, американский гипереалим, а в начале XXI века снова направление стало актуальным гиперреализмом. Современные гипереалисты включают людей, у них есть и юмор, различные объекты, они совмещают стилистку гипериализма с кинематографом».

Особенно ярко это выражено в построении композиции. Персонажи словно застыли в момент приближения или отдаления друг от друга. Как будто это замороженный кадр из фильма. Художник намеренно нажимает на кнопку стоп, давая нам возможность и время погрузиться в атмосферу без особых эмоций. Если хотите, испытать стерео-эффект, ведь сложно удержаться от желания последовать за этими спинами