25.08.2007 | 17:52

Праздник столицы

Через неделю Москва будет отмечать день города, а в Гостином дворе уже открылась выставка, посвященная 860-летию столицы. Она так и называется "Праздник столицы". Двадцать два художника представили девяносто картин с видами города – девяносто портретов столицы почтенного возраста. Они были написаны в разные годы, в разное время, а все вместе представляют летопись столицы, начиная с 50-х годов прошлого века. Рассказывают "Новости культуры".

Чтобы посмотреть все картины, нужно преодолеть расстояние в пятьсот метров. Произведения расположились на колоннах по периметру Гостиного двора. С одной стороны, это мешает общему восприятию выставки, с другой – каждую картину можно рассмотреть отдельно. В пейзажах передана атмосфера времени, очарование старых, уютных уголков Москвы. Чаще всего художники писали Кремль, Замоскворечье, бульвары, соборы. Многих улиц уже нет, или они изменились до неузнаваемости. Москва ушедшая сохранилась на картинах Леонида Тихомирова. "Это работы 50-х – 60-х годов. Площадь Маяковского, улица Варварка, Сокол 1952-го года, где стояли деревянные домики, где не было высоких построек, небоскребов", – рассказывает галерист Вера Киселева.

Серафима Алтаева привлекает Москва производственная и развивающаяся. Он пишет железные дороги, вокзалы, создает портреты машинистов, которые считали его своим человеком и даже зачислили в штат на должность художника по промышленной эстетики. На одной из картин художника изображено нынещнее Гальяново в годы его юности. "Это была окраина Москвы. Я там жил. "Совхоз 10 лет Октября". Теперь его ликвидировали. Теперь по этому месту проходит кольцевая дорога. Там были очень красивые места", – замечает Серафим Алтаев.

Однако не все художники испытывают ностальгию по старой Москве. Леониду Тихомирову долгое время пришлось жить в бараке. Он наблюдал, как меняется город и изображал его контрасты. "Я смотрю: высотный дом. Вот стоит он, балда такая на фоне неба. Но вот эта балда – это отношение этого дома, ритмика и так далее", – считает Леонид Тихомиров. У молодых художников Москва яркая, мозаичная, декоративная – такой они ее увидели в третьем тысячелетии.