27.08.2007 | 19:43

"Игра" – кино о футболе

«Вратарь», «Третий тайм», «Одиннадцать надежд», «Ни слова о футболе». Российские режиссеры не раз обращались к самой любимой игре в мире. Впрочем, вниманием зарубежных кинодеятелей футбол тоже не был обойден. Специальным событием Каннского кинофестиваля стал фильм «Зидан: портрет XXI века». Картина длится 92 минуты. Ровно столько продолжался матч между двумя испанскими командами – «Реал-Мадрид» и «Вильяреал». На главного героя Зинедина Зидана было направлено семнадцать камер. Лента вышла в российский прокат и привлекла, прежде всего, тех, кого интересует сама игра, а не криминальные конфликты в среде ее фанатов. Этой же части кино-аудитории адресован фильм, который снимает Александр Рогожкин. Рассказывают «Новости культуры».

Москва. Стадион «Локомотив», Чемпионат мира по футболу. Россияне встречаются с бразильцами. Начинаются съемки финальной игры. Результат уже известен. Сборная России выиграет по пенальти. Такое возможно только в кино, ведь кино – это великая иллюзия. Особенности национального футбола исследует Александр Рогожкин. Съемки фильма «Игра» начались около месяца назад. На поле в красной форме – российские футболисты. Бразильцев будут снимать в следующий раз. Рогожкин репетирует с массовкой. Болеть в кино по команде гораздо сложнее, чем на настоящем матче. Впрочем, футбол там, далеко не самое главное. «Чемпионат мира – фон для этой истории. Это история людей. Игра в футбол как игра людей азартных, страстных», – замечает режиссер Александр Рогожкин.

Кирилл Пирогов сыграет в фильме одного из тренеров сборной. В жизни он равнодушен к футболу, но говорит, что, когда побывал на бровке поля во время настоящей игры, испытал совершенно новые эмоции. «В хорошем театре люди играют, как команда футбольная. Есть такой мяч, который надо отдавать. И второе, что объединяет, – то, что игра, природа игры есть и здесь, и там», – поясняет Кирилл Пирогов.

Стадион «Локомотив» перед реальным матчем. «Я не знаю, что для меня важнее: моя профессия или страсть к футболу. Футбол – это сохранение во мне и миллионе людей детства», – признается народный артист России Валерий Баринов. Он болельщик со стажем. По его словам, хороших фильмов о футболе очень мало. Актер вспоминает только один – легендарную картину о мачте смерти «Третий тайм». «Знаете, как говорят болельщики: в футболе не должно быть подставы. Вот и в фильме о футболе не должно быть подставы. Должно быть все всерьез»,– добавляет Валерий Баринов.

92 минуты реального времени. Играют «Реал-Мадрид» с «Вильяреалом». Матч состоялся 23 апреля 2005 года, еще до легендарного удара Зидану в грудь Матерацци в финале Чемпиона Мира. «Он потрясающий объект для рассуждений. Для многих противоречий. Он потрясающий футболист», – говорит заслуженный артист России Денис Мацуев.

По сути, фильм о Зидане – это не совсем кино, а настоящий видео-арт. Неслучайно, один из его создателей – известный видеохудожник Дуглас Гордон, автор знаменитого перформанса «Двадцатичетырехчасовой Психоз». Гордон целые сутки показывал замедленные кадры из фильма Хичкока. «Фильм "Зидан" – реальный пример того, насколько массовое в современной культуре сливается с элитарным. Он был показан на фестивале и вышел в широкий прокат – 250 копий. Чуть меньше было у Альмодовара», – рассказывает кинообозреватель Мария Кувшинова.

Сначала в Канне был запланирован один показ, но огромная очередь из желающих увидеть Зидана на экране протестовала. Поэтому арт-директор Каннского фестиваля пообещал, что будут еще показы.