28.08.2007 | 11:16

О проблеме школьных учебников

Проблема качества школьных учебников не первый год будоражит российское общество. Учебников стало много, но еще больше появилось вопросов по поводу их содержания. Для изучения ситуации было создано два экспертных совета – при Российской Академии наук и Академии образования. В результате, восемьдесят процентов школьных учебников, представленных на экспертизу в прошлом году, отправили на доработку. Как обстоят дела накануне очередного учебного года? Рассказывают "Новости культуры".

За это лето академик Виктор Васильев успел изучить двадцать три школьных учебника по математике. Ни один из них в федеральный перечень учебников пока не войдет. Неточные формулировки и доказательства теорем, неадекватные математические модели – слишком много ошибок. Такой контроль со стороны академиков ставит серьезный барьер некачественной литературе для школы. Другой вопрос – рационально ли использовать потенциал ученых для проверки школьных задач. "Но кто-то должен это сделать, – замечает академик РАН, председатель подкомиссии РАН по проверке учебников по математике Виктор Васильев. – Сейчас у меня младшие дети пойдут один в пятый класс, другой в седьмой. Я не знаю, по каким учебникам они будут заниматься сейчас. Поэтому я, в том числе, и для них стараюсь".

В федеральном перечне этого года еще сохранились учебники, не прошедшие экспертизу в Академии образования и Академии наук, но уже со следующего года преподавать в школах будут только по книгам, отвечающим новым стандартам качества. Исчезнут неточности, а учебники истории уже не будут ареной политической борьбы, как это было в недавнем прошлом. "Такие эксперименты, которые проводились в 90-е годы с созданием откровенно идеологизированных пособий, сейчас уже, как мне кажется, не пройдут ни на стадии экспертизы, ни на стадии заказа автору того или иного издания", – говорит исполняющий обязанности декана исторического факультета МПГУ Андрей Клименко.

Еще одна проблема – контрафактные учебники. Они несут угрозу и содержанием, и формой. Мелкий шрифт и некачественная бумага могут привести к близорукости. Краски, содержащие свинец, могут вызвать у ребенка отравление, а лишний вес книги – искривление позвоночника. Выпуск пиратских изданий уголовно наказуем, и тираж подлежит уничтожению, но еще в 2006 году каждый десятый учебник оказывался подделкой. Сейчас этот показатель снизился, однако опасность стать обладателем контрафактного учебника сохраняется. "Пожалуйста, учебник по истории внешне крайне сложно отличить, но качество фотографий безобразное. Потому что здесь фотографии сканированы, крупно-зернистое, размытое изображение. Понять что-либо по этим фотографиям практически невозможно", – поясняет представитель издательства Никита Гололобов.

При выборе качественных изданий учителю придется оценивать концепцию школьного учебника и выбирать лучший из нескольких рекомендованных экспертным советом, не забывая при этом, что мел и доска в современных школах – это уже вчерашний день. Конкуренцию бумажным изданиям теперь составляют мультимедийные учебники.

Читайте также:
Школьные учебники проходят новый контроль качества