28.08.2007 | 19:34

"Шехеразада" и "Жар-птица" на Лазурном берегу

Десятый, юбилейный Фестиваль русского искусства в Каннах закрывается сегодня грандиозным балетным спектаклем. Во Францию вернулись "Русские сезоны", ровно сто лет назад придуманные Сергеем Павловичем Дягилевым. На набережной Круазетт восстановлены знаменитые балеты "Жар-Птица", "Шехеразада", "Синий бог", "Болеро". Среди исполнителей – солисты Большого и Мариинского театров Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, Ирма Ниорадзе. Рассказывают "Новости культуры".

Как известно, Канн в прошлом был маленькой рыбацкой деревушкой. Сегодня это центр культуры с музеями, крупнейшими выставками, концертными залами и, конечно же, с фестивалями. Фестиваль русского искусства в Каннах уже стал традицией. "Русские сезоны" – это, вероятно, самая яркая победа русского искусства в Европе за весь ХХ век. Сергей Дягилев выстроил русскую культурную экспансию таким образом, что с каждым новым сезоном, с новым приездом русских во Францию публика все больше влюблялась в живопись, оперу и балет из России.

В дягилевском балете "Шехеразада" блистали многие звезды его балетной труппы, и в центре был гений танца Вацлав Нижинский. Сегодня в востсановленной постановке партия, которую танцевал Нижинский, принадлежит Николаю Цискаридзе. Прогуливаясь по набережной Круазетт, солист Большого театра старается не думать об этих совпадениях. "Я никогда об этом не думаю, потому что все, что делали они, это было давно. Мне всегда приятно идти вослед кого-то, если это действительно яркие имена, но так как мы не можем говорить об этом точно, нет никаких документальных кадров – мы не можем, кроме эскизов и музыки, воспользоваться ничем из того, что создавали эти великие люди", – говорит народный артист России Николай Цискаридзе.

Прошло сто лет после триумфа "Дягилевских сезонов", и теперь во Франции вновь рукоплещут этим спектаклям: "Шехеразаде" Римского-Корсакова и "Жар-Птице" Стравинского. Когда в Фонде Мариса Лиепы решили реставрировать балеты Дягилева, было очевидно, что их обязательно надо показать во Франции. "И сегодня здесь мы буквально в тридцати минутах от Монте-Карло – это одна из творческих баз, на которых работал Сергей Павлович Дягилев со своей творческой труппой. Мне кажется, что это символично",– замечает заслуженный артист России Андрис Лиепа.

Аплодисменты звучали сразу после открытия занавеса. Сценография Анны и Анатолия Нежных в точности повторяет шедевры театральной живописи Александра Головина, Леона Бакста, Александра Бенуа. "Русские сезоны" прошли триумфально, и уже есть заявки от публики на следующий фестиваль. "У вас потрясающие классические музыканты, но балет – нечто особенное, тем более такой. Это же самое начало балета модерн, это ваша история, при этом он пользуется таким же успехом, как и премьерные спектакли сто лет назад", – утверждает директор программ Дворца фестивалей в Каннах Бернар Оэкс.

Балет "Жар-птица" в свое время вызвал острые дискуссии среди французских зрителей. Их возмутил алый флаг в руках Ивана-царевича как неуместное напоминание о революционных событиях. Сегодня это кажется наивным: в искусстве из России ищут не политические аллюзии, а художественные ценности, и, к счатью, находят в полной мере.

Все материалы по теме>>>