30.08.2007 | 11:37

О коллекции Музея Паустовского в Кузьминках

Произведения Константина Паустовского переведены на восемьдесят три языка мира. Он один из самых читаемых русских авторов. Первый музей писателя был открыт, как ни странно, в Болгарии; есть три музея на Украине, еще один скоро откроется в Словакии. Российский музей Паустовского получил собственное помещение только в 1987 году – на территории усадьбы Кузьминки. За тридцать лет сотрудники-энтузиасты собрали интересную коллекцию. Рассказывают "Новости культуры".

Больше тридцати лет назад Илья Ильич Комаров прочитал предисловие Паустовского к изданию Александра Грина. Краткое знакомство переросло в большую любовь, а потом и в дело всей жизни. Инженер по радиолокации Илья Ильич теперь стал директором музея своего любимого писателя. Музей мемориальный, и хотя сам Паустовский в том доме никогда не жил, его коллекция очень богата. Из рукописи так и не состоявшейся последней книги Паустовского "Золотая Роза. Книга Вторая" уцелело несколько страниц. "По одной из версий, была сожжена, по другой – выбросил", – замечает Илья Комаров. В музее эти страницы оказались благодаря грузинской писательнице Ричи Достян. В Доме творчества "Дубулти" она въехала в номер, который до нее занимал Паустовский, и ахнула, увидев урну, полную разорванных исписанных листов. "Нашла корзину, вывалила все. Оказалось, что эти три страницы – восемь вариантов повести", – продолжает Илья Комаров.

Письма передал старший сын писателя Вадим, печатную машинку, на которой работал Паустовский в последние годы, – его супруга Галина Алексеевна Арбузова. Очки – писатель очень плохо видел; фотоаппараты "Зоркий" и "Кодак" – он был страстным фотолюбителем; удочки и походный плащ, похожий на детский, – Паустовский был низкого роста. Все это предметы, переданные в дар Музею Паустовского. Его основой стала библиография, коллекция фотографий, документов, редких изданий, собранных лично Ильей Ильичем Комаровым и его сподвижниками. Бесценный раритет – "Тарусские страницы", изданные по инициативе Паустовского в 1961 году. В них впервые были опубликованы стихи Цветаевой, первая проза Окуджавы. Тираж изъяли. Альманах "Литературная Москва" тоже закрыли, так как в третьем номере Паустовский, Тендряков и Каверин хотели напечатать "Доктора Живаго". Есть в музее и фотодоказательство того, что Марлен Дитрих, пригласив после своего выступления в Московском Доме литераторов Паустовского на сцену, действительно упала перед ним на колени. Актриса очень любила его рассказ "Телеграмма". Случай советской прессой замалчивался.

В музее, несмотря на лето, научная работа не прекращается. Туда за консультациями обращается очень много зарубежных поклонников Паустовского. "Только что из Голландии получили тринадцатое издание "Повести о жизни". То есть почти каждые два года переиздают, фильмы делают о Паустовском. Приезжала их бригада",– рассказывает Илья Комаров. В этом году исполняется двадцать лет как музей обрел свое помещение, в следующем – будет сорок лет со дня смерти Паустовского. Круглые даты отметят новыми интересными выставками. Открытий и тем для разговора о Паустовском всегда великое множество.