31.08.2007 | 12:47

Памятников должно быть много?

Памятники, скульптурные композиции, мемориальные доски – неотъемлемая часть пейзажа любого города. Но бывает, что стремление увековечить образы современников превосходит чувство меры. Особенно заметно это в таком городе как Санкт-Петербург. ">"Новости культуры" уже рассказывали о мемориальных досках, которые с небывалой скоростью расплодились на стенах питерских зданий. Их историческое значение и художественные достоинства часто сомнительны. Оказывается, эпидемия затронула и памятники. Корреспондент "Новостей культуры" продолжает тему.

В ноябре на площади имени Лихачева установят памятник академику. В конкурсе победил проект известного петербургского архитектора Вячеслава Бухаева. Перед тем, как рисовать памятный знак, зодчий изучил площадь на спуске с Биржевого моста. Памятник должен вписаться в окружающую среду, сама идея – соответствовать личности Лихачева.
Архитектор, член-корреспондент Российской академии художеств Вячеслав Бухаев рассказывает о проекте: "В центре площади ставить памятник было бы нескромно, поэтому памятник размещается на фоне деревьев, сбоку, без вызова. Само решение предполагает какие-то старые камни".

Над портретом академика работает один из самых профессиональных петербургских скульпторов – Иван Корнеев. Барельеф еще не готов, но уже удалось передать главное – выражение лица.
Вячеслав Бухаев привез из Рима реплики старинных монет – это стилистический ориентир, который призван помогать скульптору в работе. Именно архитектор в этом случае – автор идеи, Иван Корнеев работает в уже определенном формате. "Это же дело профессионала – все размеры, как это вписывается в городскую среду. Это обязательно. Кто лучше архитектора это сделает", - считает Корнеев.

Подобная слаженная работа архитектора и скульптора когда-то была нормой, в Петербурге XXI века – это исключение из правил. Примеров того, как памятник не вписался в городскую среду, немало.
Левон Лазарев, ныне покойный скульптор, работал над монументом академика Сахарова. В небольшой нише в мастерской фигура выглядела органично. Установленная на площади, она потерялась в пространстве.
Сколько дискуссий было по поводу установки конной статуи Александра Невского! Пообсуждали… и установили. Надвратная церковь оказалась с нескольких точек закрытой монументом. Кажется, никто не делает выводов из таких ситуаций, ошибки повторяются и усугубляются.
Памятник дворнику. Временный, как уверяют чиновники. В будущем общественность должна решить, какую площадь этот монумент украсит. Однако непонятно, что за "общественность" будет принимать это решение.

Установить монумент не просто, но лишь де юре. Де факто получается иначе. Инициативная группа находит деньги, исполнителя, а потом настойчиво предлагает установить памятник. Не важно, где. "Инициативная группа может пробить все, что угодно", - признает Георгий Шереметьев, главный художник Санкт-Петербурга.

Вопрос установки монумента во многом связан с финансами. Обычно средства собирают различные фонды или меценаты. Художественный совет при Комитете по градостроительству и архитектуре только формально решает, как должен выглядеть памятник, на самом деле эстетика монумента – это вкус заказчика.
Архитектор Вячеслав Бухаев сокрушается: " Поручают работу разным людям, может, своим знакомым. Мы видим эти результаты. Город перенасыщен малокультурными объектами".

Пример с дворником может оказаться заразительным. Ведь чем другие ведомства и учреждения хуже. Можно не сомневаться, они тоже найдут деньги, тогда в Петербурге появятся памятники буфетчице, сантехнику и вагоновожатому. Творцы, разумеется, только обрадуются такой тенденции.
"Если бы у нас было 1-2 скульптора… А сейчас их много, и не могут быть все гениальными. Все они должны работать, жить на что-то", - защищает интересы творцов главный художник Санкт-Петербурга Георгий Шереметьев.

Еще Александр Бенуа в начале XX века писал, что памятников в центре Петербурга слишком много, плохие монументы мешают воспринимать гениальные. Тогда даже демонтировали неудачные скульптуры. Впрочем, те памятники, которые 100 лет назад признали неудачными, по сравнению с работами современных художников выглядят шедеврами.

Читайте также:

О мемориальных досках Петербурга