31.08.2007 | 18:30

Единица хранения - молоточковое фортепиано

Музей музыкальной культуры имени Глинки обладает уникальным собранием инструментов. Коллекция постоянно пополняется. Вскоре в экспозицию после реставрации вернется уникальное молоточковое фортепиано XVIII века. Первой его увидела съемочная группа "Новостей культуры".

Глядя на этот лакированный ящик, вы можете предположить что угодно, но только не то, что есть на самом деле. Это хаммерклавир, молоточковое фортепиано. Такие крохотные инструменты во множестве делали в XVIII веке для детей или для взрослых, например, для развлечений во время путешествия.

Художник-реставратор Николай Полосков рассказывает: "Если учесть, что молоточковый механизм был в Европе открыт независимо в двух местах в 1709 и 1713, то этот инструмент, судя по примитивности механики, сделан лет 10 – 20 после того".

Механика примитивна, но чтобы изготовить такой инструмент или его отреставрировать, необходимо ювелирное мастерство. Струны находятся очень близко друг к другу, молоточек точно должен попадать строго в определенную пару струн.

"Речь даже не о миллиметрах, о долях миллиметра, – говорит Николай Полосков. – Если отклонить в одну сторону – удар по одной струне. Еще дальше отклонить – соседнюю ноту заденет".

Цветные кружочки на колках – не ради украшения, а для удобства мастеров-настройщиков. Для того же и бумажные полоски между колками с названиями нот.

Хаммерклавир был настроен весной, когда закончилась реставрация, к августу строй немного "пополз", что неудивительно, а удивительно вот что: если нажать клавишу "до", прозвучит "соль". Этот инструмент настроен выше обычного на квинту, но должен быть еще выше.
Оказывается, строй таких крохотных хаммерклавиров был на октаву выше больших, но Николай Полосков ослабил натяжение струн, чтобы корпус инструмента, который слегка выгнулся за 3 века, не деформировался дальше.

Для нас этот хаммерклавир – раритет, а для своего времени даже такой, крохотный, с несовершенной механикой, был новым словом.

Заведующая отделом, хранитель музыкальных инструментов Музея музыкальной культуры имени Глинки Нина Милешина поясняет: "Новизна изобретения в том, что просто громко или тихо можно было играть на клавесине на разных мануалах, а здесь возможны крещендо и диминуэндо".

Поговорка "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" относительно хаммерклавира не совсем справедлива. Его как раз важнее слышать. Но такая возможность представится только один раз – в марте следующего года на концерте "Клавесинного салона". Зато смотреть на него можно будет сколько угодно: скоро инструмент займет свое постоянное место в экспозиции Музея музыкальной культуры имени Глинки.