02.09.2007 | 13:39

Вечный "матадор" Витторио Гассман

Вечный "матадор" Витторио Гассман в начале своей творческой карьеры сражал сердца искушенных театралов. Позже его прозвали "Роковой мужчина итальянского кино". Однако таким амплуа актер не был доволен. Свое место в кино он определил уже в зрелом возрасте. Тогда на Пиренеях только появился особый национальный жанр – "комедия по-итальянски". 1 сентября исполнилось 85 лет со дня рождения актера Витторио Гассмана. Рассказывают "Новости культуры".

"Матадор" или "латинский любовник" – третьего не дано. Каждый новый киносценарий разочаровывал молодого Гассмана. "За первые десять лет своей кинокарьеры я сыграл лишь в двух-трех приличных картинах, остальные два десятка чудовищны", – признавался он. Зато в театре молодой актер блистал. В послевоенной Италии он занял место первого трагика, сыграв Гамлета, Отелло, Ромео, Эдмунда Кина. Голливуд, охотившийся в то время за европейскими звездами, пройти мимо Витторио никак не мог. В американском кино он стал играть роли коварных искусителей. Вершиной карьеры стала роль Анатоля Курагина в голливудской экранизации "Войны и мира".

Однако по-настоящему Витторио нашел себя в кино, вернувшись на родину в середине 60-х. Это было время расцвета "комедии по-итальянски" – оригинального жанра, балансирующего на стыке радости и горести, веселья и разочарования. Плодотворным оказалось его сотрудничество с мастером комедии Марио Моничелли. Гассман сыграл у него почти в десятке картин. Смешная социальная комедия "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны", где Витторио играет вместе с Мастроянни, до сих пор популярна и в Италии, и за ее пределами.

Отдельная глава жизни актера – работа над фильмом Дино Ризи "Запах женщины". Его герой – капитан Фаусто уже семь лет как ослеп, но очарование женщин он определяет по запаху. За эту роль Гассман получил премию на Каннском фестивале, а критики в один голос признали в нем "поразительного лирика". Позже в Голливуде вышел ремейк фильма "Запах женщины" с Аль Пачино, который признавался, что больше всего боялся сравнений с Гассманом. Он понимал, что сравнения будут не в его пользу. Главной наградой для Аль Пачино стал не "Оскар", а одобрение великого актера. Он сказал: "Я горжусь, что ты итальянец".

Читайте также:
Гассман Витторио: Немецкий князь итальянского кино