04.09.2007 | 11:23

Набор слов. 4 сентября 2007 года

Сюрпризы и юбилеи нового театрального сезона, рынок московских портретистов, а также – в чем смысл сценических версии знаменитых фильмов? Вот некоторые темы сегодняшних газет. Рассказывают "Новости культуры".

***
Новый театральный сезон состоит из сплошных юбилеев. Юрию Любимову исполняется 90 лет, 80 лет – со дня рождения Олега Ефремова, в Ленкоме откроется 80-й, юбилейный сезон. О том, что будет происходить на театральных подмостках пишут "Новые известия". Как главный юбиляр сезона Юрий Любимов отпразднует день рождения, остается только гадать. По крайней мере, тридцать лет назад это было так: "Свое 60-летие Юрий Любимов отметил в джинсах и жанре антиюбилея: актеры сидели на полу, каждого выступавшего угощали рюмкой водки. Любимов рискованно шутил, пренебрегая присутствием советских высокопоставленных чиновников". На Таганке ждем "Горе от ума".

В МХТ в честь 80-летия со дня рождения Олега Ефремова пройдет торжественный вечер. Кроме того, там продолжаются репетиции спектакля "Отелло", который выпускает Юрий Бутусов с Дмитрием Дюжевым в главной роли. Главной премьерой 80-го сезона "Ленкома" станет гоголевская "Женитьба" (в роли Кочкарева – Александр Абдулов). Театр "Et cetera" свой юбилейный, 15-й сезон начнет премьерой по пьесе Александра Галина "Компаньоны".

***
О рынке портретистов Москвы сегодня пишут "Известия". Легенды о Глазунове и Шилове сложились еще в СССР. "Глазунов тогда специализировался на коронованных особах и прочих зарубежных звездах вроде Джины Лоллобриджиды. Шилов довольствовался славой внутри Отечества, зато добрался здесь до самых элитарных слоев – писателей, чиновников, артистов и космонавтов". Далее речь идет о Никасе Сафронове: "Живописная школа у маэстро, прямо скажем, хромает, но бренд раскручен, и в этой ситуации клиенту самому решать, что важнее – качество исполнения или подпись в правом нижнем углу холста". Замыкают этот неутешительный рейтинг арбатские художники, чья манера тоже оставляет желать лучшего. По мнению ветерана Арбата Акопа Торосяна, "художники в своем большинстве работают совершенно иначе, чем раньше, – без импровизации, без элементов шоу".

***
На страницах Guardian уже несколько дней кипит дискуссия: есть ли смысл в создании сценических версий нашумевших фильмов? Маститый колумнист Marcel Berlins утверждает, что не пойдет смотреть театральную версию известного фильма "Все о моей матери" в постановке Сэмьюла Адамса, восклицая: "Как смеют они превращать великолепное произведение в иной формат, для которого сценарий не предназначен и не продуман, даже если сам Альмодовар благословил на инсценировку?"

Его коллега Lyn Gardner не столь категорична. Она считает, что на театральных подмостках должен быть выбор. Хотя и говорит: "Театральные версии кинохитов пока меня не убедили в праве театра на такие опыты. Более того, почти всегда они провальные. И потом, зачем мне смотреть на актрису, изображающую Джуди Гарленд, если можно увидеть ее реальную на пленке?"