04.09.2007 | 13:59

ДетГиз – явление в литературе и искусстве ХХ века

ДетГиз – это целое литературное явление, итог кропотливой работы группы талантливых людей. В 20-е годы прошлого века несколько писателей во главе с Самуилом Маршаком решили написать "книжки, от которых детям будет просто не оторваться!". Даты основания Детского государственного издательства нет. Оно стало преемником частного издательства "Радуга" примерно 80 лет назад. ДетГиз отыскивал интересных людей и "превращал" их в великих писателей. Среди них – Сергей Безбородов, Евгений Шварц, Леонид Пантелеев, Григорий Белых. Советским детям нужна была принципиально новая книга, в корне отличавшаяся от дореволюционной, слащавой и серой. В стенах ДетГиза зародилось самое яркое литературное объединение ХХ века – ОБЭРИУ, "Объединение реального искусства". Об эпохе ДетГиза рассказывают "Новости культуры".

В последние годы жизни петербургская художница Татьяна Шишмарева предпочитала городской квартире дачу в поселке Комарово. В мастерской на втором этаже находится рабочий стол, ящики с карандашами и пастелью. Родственники бережно хранят графические листы Шишмаревой – портреты, пейзажи, этюды. Две книги, иллюстрации к которым были сделаны в 1926 – свидетели замечательного времени, которое можно было бы назвать эпохой ДетГиза.

О Детском государственном издательстве, или ДетГизе, Шишмарева написала мемуары, которые за сорок лет так и не были опубликованы. Она рассказала о становлении советской детской книги, о друзьях – Васнецове. Лапшине, Пахомове. Есть, например, отрывок о том, как двадцатилетняя художница впервые пришла в издательство. "Забравшись на третий этаж Зингеровского дома, я вошла в комнату, где за одним столом сидели Лебедев и рябой человек в очках – Маршак", – читает внучка художницы Татьяна Власова.

Шишмарева пишет о "Зингеровском" доме – это Дом книги на Невском
проспекте. Там, в нескольких комнатах на третьем этаже в 1920-х – 1930-х годах располагались издательство, библиотека и так называемый детский университет, где ребята могли пообщаться с писателями и художниками. Точной даты основания ДетГиза нет. Он стал преемником частного издательства "Радуга" примерно восемьдесят лет назад. Советским детям нужна была принципиально новая книга, в корне отличавшаяся от дореволюционной, когда для малышей писали слащавые рассказы, а книги не иллюстрировали, а украшали.

Рождение новой детской книги связано с именами художника Владимира Лебедева и писателя Самуила Маршака. Они оба работали в Ленинградском ДетГизе редакторами. Художник в этих изданиях был едва ли не важнее литератора. Известно, что книгу "Цирк", например, Лебедев сначала нарисовал, а потом уже Маршак написал к ней стихи. "Ромен Роллан писал: "Нигде в мире нет такой детской книги". Это относится, прежде всего, к Ленинграду. Москва ревностно всегда относилась", – замечает заслуженный художник России Валерий Траугот.

Работать под руководством Владимира Лебедева для начинающих художников было счастьем. Об этом вспоминает Татьяна Шишмарева: В ДетГиз пришли молодые живописцы – Васнецов, Пахомов, Чарушин, Курдов. Лебедев фактически придумал для каждого тему: Васнецову посоветовал рисовать сказки, Пахомову – крестьянских детей, Чарушину и Курдову – зверей. ДетГиз стал нишей и для многих литераторов, которые детскими стихами зарабатывали на жизнь. К примеру, известный снимок: Даниил Хармс в ДетГизе. "В стенахДетГиза зародилось самое яркое литературное объединение ХХ века – ОБЭРИУ", – добавляет художник Валерий Траугот.

В конце 30-х годов появились статьи о "художниках-пачкунах" и формализме, после которых Лебедев оставил должность редактора, а Маршак уехал в Москву. Многих штатных и нештатных сотрудников репрессировали. В материалах дел на Литейном, 4 можно увидеть изъятые тогда из библиотек десткие книги Хармса и Введенского. После войны издательство перевели в другое здание. Традиции ленинградской детской книги сохраняются и сейчас, но эпоха ДетГиза стала достоянием истории.