04.09.2007 | 17:09

Марина Борисова о творчестве Михаила Плетнева

В студии "Новостей культуры" о творчестве Михаила Плетнева рассказывает музыкальный критик Марина Борисова.

- Выступление в Беслане будет проходить под открытым небом. Насколько уверенно чувствует себя оркестр в таких условиях?
- Я думаю, что Российский национальный оркестр чувствует себя уверенно в любых условиях. В данном случае силы придаст масштаб поставленной задачи. Это очень серьезно и важно выступить на таком мемориальном концерте.

- Можно ли говорить о своем, что называется, фирменном стиле Российского национального оркестра? Как его можно определить, и меняется ли он со временем?
- Да, можно говорить о фирменном стиле. Этот стиль подразумевает качество всех составляющих: замечательный баланс, чистота, слаженность и понимание стиля исполняемой музыки. Таким образом, ни один концерт не остается проходным. Они все запоминаются как яркое событие. Я могу даже вспомнить, в прошлом сезоне, когда играли Шостаковича, исполнение Российским национальным оркестром было самым незабываемым.

- Есть дирижеры-диктаторы, а есть дирижеры-демократы. К какому типу, по-вашему, относится Михаил Плетнев?
- Я думаю, что время дирижеров-диктаторов уходит. Олицетворением диктаторства был Караян, но это было так давно, и сейчас мир изменился. Наверное, на этот вопрос могут ответить музыканты оркестра Плетнева, но я думаю, что Плетнев относится к тому типу людей, которые умеют осуществлять свое диктаторство, если оно есть, в мягких перчатках.

- В последнее время Михаил Плетнев стремится к исполнению неизвестной музыки, а публика чаще всего ждет известные произведения. Как Вы думаете, как разрешается это противоречие?
- Плетнев всегда стремился к исполнению неизвестной музыки, но делал это так, что ни у кого не возникало вопросов. Я помню финал прошлого сезона – исполнение Шестой симфонии Глазунова – музыка неизвестная, не исполняемая, тяжелая, масштабная, не привычная для слуха. Но она была сыграна так, что воспринималась как совершенно прозрачная, ясная.

- Михаил Васильевич в этом году дебютирует в опере, он ставит с Валерием Фокиным "Пиковую даму" в Большом. Как Вы думаете, какие открытия нам готовит Плетнев – оперный дирижер?
- Сложно предполагать. Единственная закономерность, которая существует: если в оперу приходят люди, которые никогда там не работали, и дебютируют в ней, они часто по незнанию делают такие вещи, что мы все думаем, как же до этого не додумались другие, же давно работающие в опере. Я думаю, что, прежде всего, мы восхитимся музыкальным качеством, потому что Плетнев невероятно требовательный к себе человек, и я думаю, что можно будет отдельно слушать оркестр Большого театра. Хотя, наверное, в оперном спектакле лучше воспринимать все вместе.

Читайте также:
Памяти жертв бесланской трагедии

Концерт в Беслане. "Произведения, которые вселяют надежду"

Завтра в Беслане пройдет концерт классической музыки

Беслан