05.09.2007 | 12:20

Режиссеру Вернеру Херцогу исполняется 65 лет

Сегодня режиссеру Вернеру Херцогу исполняется 65 лет. Один из пионеров "Новой немецкой волны", он прославился в 70-х. Тогда на экраны вышел его знаменитый фильм "Агирре, гнев божий". Каждый проект "неистового баварца" был сопряжен с огромными сложностями. Со своей камерой он побывал во многих труднодоступных уголках Земли. Имя Херцога стало синонимом маниакальной одержимости кинематографом. Рассказывают "Новости культуры".

1976 год: Херцог снимает начало извержения вулкана на Карибах силой в пять атомных бомб. 1981 год: Херцог принуждает перуанских индейцев перетащить через перешеек между двумя реками в джунглях Амазонии пароход весом в триста тонн. 2003 год: Херцог отправляется в экспедицию на поиски Лох-Несского чудовища и находит его. Это была единственная мистификация в карьере режиссера, если не думать о том, что кино – это великая иллюзия. "Мне всегда была интересна разница между фактом и правдой, и я всегда чувствовал, что существует что-то вроде глубинной правды. Она есть в кино, я бы назвал это экстатической правдой. Это почти так же, как в поэзии: когда вы читаете великие стихи, вы мгновенно чувствуете сердцем, инстинктивно, что в них есть глубинная, врожденная правда. Экстатическая правда", – говорит режиссер.

Правду Херцог часто искал в самых экзотических местах земного шара. Очевидно, что такие поиски требуют настоящего фанатизма как от режиссера, так и от его зрителя. В фильме "Фицкарральдо" безумный поклонник Карузо хочет построить оперный дом на Амазонке и для этого притаскивает в джунгли огромный пароход. Режиссер, снимавший свой фильм в течение трех лет с риском для жизни, вправе требовать от зрителя напряженного внимания. "Когда смотришь очень длинные планы – где-то в джунглях Фицкарральдо тащит этот корабль, сначала ты начинаешь ерзать, думать: что такое, что же они тащат? Почему так долго? Мы уже все поняли. Потом начинаешь вглядываться, и вдруг как-то очаровываешься, и уже ты там, вместе с ними, и тебе самому интересно, когда же кончится этот волок", – поясняет кинокритик Сергей Лаврентьев.

Херцог всегда сам прокладывал тот путь, по которому вслед за ним шли его герои. Съемки "Фицкарральдо" и съемки фильма "Агирре, гнев Божий", который вывел режиссера на мировую арену, проходили в труднейших условиях, которые осложнялись взрывным темпераментом актера Клауса Кински. Только через много лет после его смерти Херцог нашел в себе силы снять об этом актере документальный фильм, который получил название "Мой любимый враг". С возрастом у Херцога не убавилось жажды приключений: в прошлом году он снимал свой первый голливудский проект в тропиках Тайланда, а в этом году запечатлевал на пленку пейзажи Антарктиды. Должно быть, эта его "экстатическая правда" предпочитает прятаться в тайниках природы.