06.09.2007 | 10:55

Международный молодежный фестиваль-конкурс циркового искусства

Сегодня в столице открывается Международный молодежный фестиваль-конкурс циркового искусства. Он проходит уже в шестой раз и за это время успел стать весьма авторитетным смотром молодых талантов. География его участников охватывает десятки стран. О репетиции первого фестивального представления рассказывают "Новости культуры".

На этом фестивале артистам аплодируют профессионалы, и их надо поражать новизной. Альфредо из Аргентины выступает с номером на моноциклах. Сегодня обычным катанием на одном колесе никого не удивить. В номере Альфредо есть шесть разных моноциклов, в том числе девятиколесный и даже четырехметровый. Специально для московского конкурса актер подготовил сорокасантиметровый моноцикл. "Несколько поколений моих предков работали в цирке. В детстве я попросил папу купить мне велосипед. Папа ответил, что денег нет, но есть моноцикл. "Хочешь – катайся", – сказал он мне. Вот и катаюсь. Уже четырнадцать лет", – рассказывает участник конкурса из Аргентины Альфредо Роберто Мунос.

Уникальные номера в течение года отборщики фестиваля отсматривают по всему миру. Конкурс особо привлекателен для цирковых артистов из российской глубинки, у которых не всегда есть возможность заявить о себе. Илья Тюфяев пришел в цирк из тяжелой атлетики и сразу стал показывать очень травмоопасный номер под названием "Русская палка". "Это один из самых сложных жанров циркового искусства – "Русская палка", потому что там зона приземления десять сантиметров. Артист вылетает, верхний акробат выполняет трюки, приземляется на узкую площадку", – поясняет Илья Тюфяев.

Поскольку конкурс молодежный, в нем всегда много участников из детских цирковых студий. Требования к маленьким артистам предъявляют очень жесткие. Мальчики-эквилибристы из Китая выглядят лет на семь. На самом деле, в семь лет они только начинали свои тренировки, а сейчас им по двенадцать. Дисциплина в Пекинской цирковой школе похожа на военную. "С шести утра начинается тренировка. После завтрака – репетиция номера. После обеда – физический урок. Ну и еще вечером репетиция", – замечает участник конкурса Лю Чжэдун.

Неудивительно, что при таких тренировках, китайские цирковые артистывсегда очень техничны. Кстати, при обсуждении того или иного номера, члены жюри из Китая всегда в первую очередь оценивают технику, тогда как европейцы во главу угла ставят артистичность. Если и то, и другое оказывается высококачественным, то перед артистами открываются блестящие перспективы, ведь подобные конкурсы – это цирковая биржа, куда съезжаются импресарио, агенты и продюсеры. "На примере фестиваля можно понять тенденции развития цирка на год-два вперед. На что ставить – на классику, на модерн, на авангард, на металл, на Чайковского. На фестивале это просматривается. На первом нет, а когда смотришь четвертого, пятого, понимаешь, куда сегодня может двигаться цирк, а это очень важно", – утверждает председатель жюри конкурса Максим Никулин.

Сегодня состоится первое шоу, составленное из номеров конкурсантов. Завтра – второе – с другими участниками. Гала-концерт из лучших номеров с вручением призов – золотых, серебряных и бронзовых слонов – состоится в субботу.