07.09.2007 | 16:13

Наталья Каминская о спектакле "Затоваренная бочкотара"

В студии "Новостей культуры" рассказывает театральный критик Наталья Григорьевна Каминская.

- Спектакль Евгения Каменьковича можно назвать "авторским римейком". В драматическом театре это довольно редкая практика, не так ли?

- Гораздо чаще бывает то, что режиссер ставит один и тот же спектакль по разным городам российской провинции. Но это нельзя назвать римейком это просто повтор. Что касается римейков – они в театрах достаточно редки. Можно привести пример с Олегом Павловичем Табаковым, который заменил ушедшего из жизни Олега Николаевича Ефремова, игравшего в роли Мольера в спектакле "Кабала Святош", который поставил Адольф Шапиро. И когда, Адольф Шапиро второй раз ставил спектакль с Табаковым – это случился не римейк, а совершенно другой спектакль, с другой актерской личностью во главе спектакля и в совершенно другое время.

Я думаю, что и "Затоваренная бочкотара" она сегодня прозвучит иначе – сменился актерский состав, и сменилось время. И режиссер поменяет несколько акценты. Но, что осталось, мне кажется, вечным и неизменным и в наше время, и будет хорошо восприниматься и сегодняшней публикой – это замечательный, сочный, остроумный и яркий язык аксеновский.

- Спектакль "Затоваренная бочкотара" - первая премьера сезона в знаменитой "Табакерке". Этот коллектив появился, когда маленькие театры-студии переживали настоящий бум. Студийное театральное движение актуально до сих пор?

- Оно желаемо. Потому что обновление театральной жизни за счет студийного начала необходимо и желанно, но оно не актуально. Студия – это романтическая история, лишенная прагматизма. На мой взгляд, сегодняшнее время диктует совершенно другие законы. И самое главное, что студийный бум связан, как правило, с личностью лидера. Если лидер создает студию - тогда из нее что-то получается.

- Что же позволяет "Табакерке" уже 30 лет оставаться одним из самых "живых" и популярных театров Москвы?

- В первую очередь - актерский замес и педагогическое чутье Олега Павловича Табакова. Потому что, как известно, "Табакерка" пополняется из года в год его питомцами и студентами Школы-студии МХТ, за редким исключением – это именно они. Уже десятилетиями доказано, что эти актеры отлично смотрятся и хорошо конвертируются в другие театры и другие проекты.