08.09.2007 | 14:16

Сто лет со дня рождения Ростислава Захарова

Про Ростислава Захарова говорили: "У него было чувство большого спектакля". Именно он поставил знаменитые пляски опричников в фильме Сергея Эзенштейна "Иван Грозный". В историю балета он вошел, как создатель хореографической пушкинианы. Два десятилетия Ростислав Захаров возглавлял Большой театр. Он создал балетмейстерский факультет в ГИТИСе. По его учебникам молодые хореографы учатся искусству постановки балетов. Вчера исполнилось сто лет со дня рождения Ростислава Захарова. Рассказывают "Новости культуры".

Он ставил балеты по законам драматического спектакля. Ростислав Захаров делал танец сюжетным, работая по системе Станиславского. Он устраивал застольные репетиции, до секунды, детально расписывая каждый номер. В двадцать пять лет в Кировском театре Захаров поставил первый драмбалет "Бахчисарайский фонтан" и стал самым молодым и признанным хореографом в Советском Союзе. "Он закончил хореографическое училище у Пономарева и режиссуру у Радлова. Ростислав не только балеты ставил, но и оперы", – замечает профессор балетмейстерского факультета РАТИ Лилия Таланкина.

В 1950 году Лилия Таланкина поступила к Захарову на балетмейстерский факультет ГИТИСа. Искусству танца он учил студентов на своих постановках. "Я помню, как он приводил артистов Большого театра и показывал фрагменты из "Бахчисарайского фонтана", и просил нас импровизировать", – вспоминает Лилия Таланкина. Захаров сделал балетную Пушкиниану: "Медный всадник", "Барышня-крестьянка", "Кавказский пленник", а затем переключился на оперу. В 1942 году он поставил "Вильгельма Телля". Его "Кармен" в Большом театре до сих пор считают лучшей версией, а полонез и краковяк из оперы "Иван Сусанин" открывают все гастрольные концерты театра.

"Когда жест, тело, руки – все танцует как он показывал", – говорит декан балетмейстерского факультета РАТИ Евгений Валукин. Он танцевал в балетах Захарова, помнит феерический успех "Золушки". Балет был поставлен в 1945 году. Об этой партии мечтали все балерины Большого театра, но танцевала Лепешинская. Захаров работал не только в театре, но и в кино. В сорок пятом Сергей Эйзенштейн пригласил хореографа для постановки танцев в "Иване Грозном". Легендарные пляски опричников были сняты в цвете. В этих сценах работала вся труппа Большого театра.

Захаров создал балетмейстерский факультет в ГИТИСЕ. Алла Шульгина преподает на балетмейстерском факультете больше тридцати лет. Начинающих балетмейстеров она до сих пор учит по книгам Захарова.