12.09.2007 | 12:31

Бесхозный памятник – это конец для памятника

Бывшие дворянские гнезда, некогда хранившие дух, культуру и традиции многих поколений: одни превращены в музеи, другие принадлежат ведомствам и ждут, когда найдутся деньги на их реставрацию. Есть и такие, чье состояние иначе как плачевным назвать нельзя. Об одной из таких усадеб – Пущино на Наре – рассказывают "Новости культуры".

До Пущина на Наре – всего час езды по Симферопольскому шоссе. Дворцовый ансамбль с парком на правом берегу Нары сложился к концу XVIII века на старинных землях князей Вяземских. Там неоднократно гостил у своего дяди поэт Петр Андреевич Вяземский. В советские годы хозяева постоянно менялись: совхоз "Большевик", потом – завод "Металлист" и Серпуховская бумажная фабрика. За это время домики местных жителей вплотную подступили к дворцу. Кто был первым его владельцем, сельчане не знают.

Барский дом является памятником архитектуры. Однако в российской реальности такой статус не гарантирует памятнику реставрации, а туристам – интересного музея. "Здесь жили рабочие совхоза нашего. Потом ушли и все так бросили. Оставили на самотек", – рассказывает житель поселка Пущино Василий Борадулин. Постепенно от когда-то великолепного дворцового ансамбля остались разрозненные фрагменты. "В течение двадцати-тридцати лет они находились в жесткой, агрессивной среде без ухода, без крыши – без всего. Там огромнейший процесс разрушения, который требует инъектирований, применения новых технологий в реставрационных работах", – заверяет начальник Управления по охране и использованию культурного наследия Московской области Игорь Федунь.

Парадный двор главного дома был окружен кустами акации, а со стороны реки Нары через липовые аллеи открывался вид на роскошный дворец в палладианском стиле. Греческий портик, полукруглые трехчастные окна, итальянские арки. Архитектором дворца считают знаменитого Николая Львова, постройки которого являются редкостью для Подмосковья. О владельце усадьбы известно больше. Сергей Иванович Вяземский был просвещенным хозяином. Еще в начале XIX века он устроил в усадьбе суконную фабрику и сумел поставить усадебное дело на экономически выгодные рельсы. Однако опыт оказался невостребованным, как и сама усадьба сегодня. Она не числится на балансе ни федерального Министерства культуры, ни областного, будто ее и вовсе не существует.

"Бесхозный памятник – это конец для памятника. Он не может существовать в таком виде, но люди должны знать, наверное, что у нас есть такие памятники, но они находятся в развалинах", – замечает директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Лихачева Юрий Веденин. Единственный выход из ситуации – найти пользователя, согласного вложить в реставрацию сумму, значительно превышающую стоимость нового строительства. Однако в такое "светлое будущее" Пущина на Наре верится с трудом. От прекрасной архитектуры в настоящем остались лишь прекрасные развалины.