12.09.2007 | 19:59

Многогранник творчества Якова Георгиевича Чернихова

"Многогранник творчества Якова Георгиевича Чернихова. Шедевры графики: шрифты, орнаменты, рисунки и архитектурные композиции". Это самый масштабный проект, демонстрирующий работы одного из основоположников отечественного конструктивизма. Якова Чернихова называли "русским Пиранези" и "бумажным архитектором". Мастер создал около двадцати тысяч работ. Из них было реализовано только шестьдесят, и то уже после смерти архитектора, на полвека опередившего свое время. Рассказывают "Новости культуры".

"Архитектурные фантазии" – так сам Чернихов называл свои работы – до сих пор кажутся чем-то почти космическим. В них есть и лаконичность конструктивизма, и свойственное супрематизму внимание к цвету, и футуристическая геометричность форм. "Архитектурная сказка" 30-х годов, пафос индустриализации. Города будущего, построенные из инженерных механизмов, грандиозные аркады, кубические фабрики – на бумаге Чернихов создавал их сотнями, пока в 1935 году его не отлучили от любимой работы, вынудив уехать из Ленинграда. В буквальном смысле "с чистого листа" он начал жизнь в Москве. "У него был большой интерес к древней архитектуре. Чуть ли не с неолита. Откуда он брал – не знаю, но он использовал обширные источники", – рассказывает сын художника Дмитрий Чернихов.

Один из любимых мотивов художника – ветряные мельницы. Еще одной неожиданной страстью Чернихова стали шрифты. Он много времени проводил в библиотеках, проделал колоссальную научную работу. "В шрифтах сделал практически открытие. Он вывел законы построения шрифтов – русских, латинских. Эти законы сводились к классическим законам "Золотого сечения"", – продолжает Дмитрий Чернихов. Большая часть работ выставляется впервые. Уникальные орнаменты, созданные до 1925 года, никогда не публиковались. Возможности цветопередачи начала ХХ века просто не дотягивали до уровня художника.