13.09.2007 | 11:57

Платок как источник знаний

Каменная плита, папирус, бумага, кино- и фотопленка, компьютерный диск – все это носители информации. Оказывается, источником знания может быть даже обычный женский платок. Это не только модный аксессуар, но и настоящая энциклопедия. О Музее истории русского платка и шали рассказывают "Новости культуры".

Прежде, чем сделать шаль или платок, мастера придумывают ему имя: "Царевна", "Аленький цветочек", "Матрешка", "Испанский", "Версаль". Потом делают рисунок. Платки становятся настоящими хрестоматиями, по которым можно изучать и отечественную историю, и военное дело, и медицину. 1896 год. Коронация Николая Второго. На платке к столетию Отечественной войны 1812 года изображен Наполеон покидающий горящую Москву. На платке – Памятке солдату – устав караульной службы, на перевязочных косынках – пособие по оказанию медицинской помощи. В эпоху революции были популярны агитплатки и, конечно, изображение Сталина на фоне Дома Советов здание которого так и не было возведено.

Коллекцию для этого музея Владимир Шишенин собирал 15 лет. Все начиналось с косынки. "У одного из антикваров я увидел платок – знаете, золотного шитья. Он меня привел в восторг. Я говорю: Боже мой! Какая работа! Этот платок меня навел на мысль: а не создать ли мне музей платка", – рассказывает директор Музея истории русского платка и шали Владимир Шишенин.

Платки в старину дарили невестам, хранили всю жизнь и передавали по наследству. Когда возникали финансовые трудности, то платки закладывали в ломбард. У каждой шали есть свой рисунок. Основными мотивами стали цветочные. В узорах зашифрованы символы, которые считались оберегами. На создание одного платка в старину у мастериц уходило от нескольких месяцев до нескольких лет. Рисунок делали на бумаге, вырезали узоры на печатных формах – манерах и цветках. Набойщики окунали их в краску и вручную расцвечивали платок. Сегодня современная печатная машина может окрашивать ткань в двадцать цветов. У каждой печатной формы – свой цвет. У каждого рисунка есть несколько цветовых версий. "Гамма должна быть сближенная – мягкая, пастельная гамма, которая построена не на контрасте: допустим, красная роза – зеленый лист", – рассказывает заслуженный художник России Виктор Зубрицкий.

Делая абстрактные рисунки, современные художники не забывают и о традиционных цветочных композициях. Розы всегда остаются в моде, но размер их теперь чуть меньше, чем на старинных платках, ведь тонкий орнамент смотрится изящнее.