13.09.2007 | 19:55

"Суровый стиль" и реализм с философским оттенком

Коллеги-академики считают художника Дмитрия Жилинского ярким представителем "сурового стиля", а вот искусствоведы часто сравнивают его живопись с полотнами Александра Иванова, написавшего великое "Явление Христа народу". Сам Дмитрий Дмитриевич к подобным сравнениям относится скептически. О творчестве он говорит просто: удалось сделать в жизни то, что хотел. Выставка, приуроченная к 80-летию мастера, открылась сегодня в залах Третьяковки. Более сотни работ из крупнейших музеев России и частных коллекций можно увидеть впервые. Рассказывают "Новости культуры".

Гимнасты в свое время стали визитной карточкой художника. Уверенные силуэты спортсменов, "рельефная" страстность их облика – во всем этом читалось время больших надежд. Дмитрий Жилинский рассказывает, что когда-то он сам увлекался гимнастикой, поэтому и задумал писать портрет спортсмена. Однако, придя в "Крылья Советов", он не смог выбрать модель и решил, что нужно писать всех сразу. Художник до сих пор помнит имена всех своих моделей – спортсменов, рабочих, покорителей целины из триптиха "На новых землях". "Вот, кстати, в желтом сидит. Трогательно было: я его нарисовал как передовика, и вдруг ему не дали премию. Он подходит ко мне и чуть не плачет: "Вычеркни меня"", – рассказывает народный художник России Дмитрий Жилинский.

Всех своих героев Жилинский застает во время минутного отдыха. Говорит, ему нужно, чтобы модель была спокойна, чтобы внимательно изучить ее. Даже строителей метромоста он изобразил купающимися. Это полотно долгое время считалось утерянным. Год назад его обнаружили в фондах Союза художников. "Впервые на этой выставке мы показываем полотно, о котором даже сам художник не знал, где оно находится. Здесь более свободную манеру письма – мы привыкли, что у него есть очень характерная манера. Эти работы ранние, они отличаются", – замечает куратор выставки Ирина Лебедева.

У Жилинского было два источника вдохновения: итальянские художники раннего Возрождения и иконопись. Поэтому он работает в средневековой технике темперы, а вместо холста использует ДСП. В последние десять лет он все чаще пишет библейские сюжеты, солнечные пейзажи и такие грустно-ироничные автопортреты. Однако есть еще один любопытный факт: в начале 90-х Жилинский неожиданно стал придворным художником. Парадные портреты Датской Королевской семьи прибыли прямо из дворца. "Это было в год 500-летия диплотматических отношений России и Дании. Сначала он нарисовал маму, и ей так понравилось, что она попросила написать всю нашу семью. Вот в такой позе я простоял два часа", – рассказывает принц Иоаким Датский.

"У нас остались очень теплые отношения с принцем", – признается художник. Принца, приехавшего поздравить Жилинского с 80-летием, юбиляр удивил. Со словами: "С тех пор у меня в жизни кое-что изменилось", он представил ему свою молодую жену и семилетнего сына.