15.09.2007 | 15:50

Карнавал как форма жизни на фестивале "ROZAMIRA"

Русский поэт Даниил Андреев создал образ грядущего единства всех культур и религий – Розу Мира. В пятницу в Москве открылся Второй фестиваль актуального искусства, который так и называется "ROZAMIRA". Организаторы позиционируют своT детище как форум культурных пересечений. Все началось в одном из спальных районов Москвы с художественного преображения обычных "пятиэтажек". Рассказывают "Новости культуры".

Десять дней этого фестиваля оставят свой след в памяти не только критиков и искушенной в современном искусстве публики, но и простых жителей мегаполиса. Главный лозунг, объединивший художников, – "Как в Бразилии" – предполагает не только позитивный заряд, но и весьма длительное пребывание на свежем воздухе. Все началось с преображения пятиэтажных домов на севере Москвы. В акции участвовали российские и голландские художники. "Это уникальный опыт. Я как-то расписывал и большие пространства: например, двенадцатитиэтажный дом. Но нигде на Западе невозможно получить разрешение, рисовать на жилом доме. За это вполне могут и арестовать, поэтому обычно я раскрашиваю фабрики", – признается художник Отто Уильям.

Фестиваль продолжился на территории центра современного искусства "Винзавод". Проект "Новые передвижники" придумала художница Галина Солодовникова. Яркие краски и карнавальные образы теперь можно будет встретить на Садовом кольце. С этого дня ретро-мотоциклы с солярной символикой будут курсировать по Садовому кольцу, как по небосклону. "Я думала много, как русский человек воспринимает Бразилию. Бразилия – это солнце, прежде всего, тепло и солнце", – замечает Галина Солодовникова.

На фестиваль не пригласили ни одного художника из Бразилии, и это – принципиальная позиция. Взгляд чужака на культуру страны обладает преимуществом новизны. Культуре карнавала посвящены и произведения видеоарта. Проект "Круто. Страшно. Смешно" – это идея дуэта кураторов Пинки Гандейл и Анны Зайцевой. "Чтобы подобрать эти работы, я долго думала над темой: Бразилия – праздник, карнавал; и мы решили, что карнавал – это самое важное", – рассказывает куратор Пинки Гандейл.

Карнавал в свое время был не культурным мероприятием, а формой жизни. В наши дни зрелищность стала узко профессиональной практикой: кино, театр, цирк. Художники пытаются вернуть карнавалу исходный смысл. "На нашей выставке это работы, которые представляют человека в игровой форме", – рассказывает Анна Зайцева. Остается надеяться, что благодаря фестивалю игра, как и карнавал, перестанет быть особым событием и станет формой жизни, которая доступна всем.

Все материалы о фестивале>>>