17.09.2007 | 15:14

Дмитрий Бак о русских фольклорных традициях

В студии "Новостей культуры" о русских фольклорных традициях рассказывает проректор Российского государственного гуманитарного университета, профессор Дмитрий Петрович Бак.

- Постепенная утрата живых фольклорных традиций – это глобальный процесс?
- Вы знаете, это так и не так, потому что каждая эпоха, каждый исторический период и каждая страна имеет свою живую фольклорную традицию. Фольклор – это то, что противостоит официальному, высокому искусству. В древности это сказка, песня, но сейчас ведь фольклор тоже существует. Это, например, выкрики болельщиков, это девичьи альбомы, анекдоты и так далее. Я бы сказал, что живая традиция уходит в прошлое и воскресает. Я приведу один только короткий пример. Исследователи выяснили, что фольклорная традиция передается через одно поколение. Если бабушки помнят, дочери не помнят, то внучки почему-то снова помнят. Это подтверждено полевыми исследованиями, и это внушает оптимизм.

- Фольклорные праздники и фестивали народной культуры во всем мире сейчас пользуются огромной популярностью, но почему-то у нас в стране создается впечатление, что народной культурой занимаются только лишь ученые и увлеченные энтузиасты. Так ли это?
- Вы знаете, ученые и энтузиасты очень активно занимаются изучением фольклора, издают журналы и так далее. Но я бы сказал, что у нас бум на фольклорные фестивали. Назову только фестиваль "Этна" – фестиваль фольклорной музыки, который проходит летом в Москве. Этничность вообще сейчас в моде в мире во всем: в одежде, в спорте, в искусстве, в культуре, в живописи. Я уже не говорю о примитиве в живописи, который весь основан на фольклорных традициях. Поэтому, к счастью, никак нельзя сказать, что этим занимаются только одиночки и энтузиасты.

- Русская литература всегда была тесно связана с фольклорной традицией, но, кажется, сейчас эта связь постепенно утрачивается, и современная литература становится все более космополитичной. Вы согласны с этим?
- Не соглашусь. Конечно, таких произведений, как это было у Лескова, больше нет. Фольклор в смысле лесковского фольклора навсегда ушел в прошлое. Но давайте вспомним, к примеру, имена хотя бы двух крупных современных писателей – Венедикта Ерофеева и Сергея Довлатова. И в том, и в другом случае мы имеем "море разливанное" фольклора, народной стихии, различных языковых стилистических пластов. Современная литература уделяет пристальное внимание всему, что связано с фольклором, всему, что связано с низовой, неофициальной культурой.

Читайте также:
Рябининские чтения в музее-заповеднике "Кижи"