18.09.2007 | 12:32

Микрокнига – это искусство

Собрание сочинений Пушкина в шкатулке, сборник русских сказок на ладони. Миниатюрные книги – забава или предмет престижа? В чем заключается ценность книги, читать которую можно только с помощью микроскопа? За ответами на эти вопросы можно обратиться в Московский музей экслибриса, к мастеру миниатюрной книги. Рассказывают "Новости культуры".

Велик соблазн представить Владимира Маркова мастером на все руки, способным подковать блоху. Он действительно похож на лесковского персонажа. Мастер-самородок живет в подмосковной Дубне, его книги хранятся в личной библиотеке президентов России, США, а также в коллекциях других весьма высокопоставленных особ. "Началось мое увлечение с того, что я как-то купил миниатюрную книжку, еще в советские времена, и она была какая-то кособокая, неправильная. Я и решил сделать свою книгу", – рассказывает Владимир Марков.

Решение заниматься изданием микроскопических подарков у бывшего инженера-конструктора, авиамоделиста, фотографа, оказалось своевременным. Когда в 1993 году государство отказалось от монополии на печать, Владимир Марков оказался чуть ли не единственным специалистом по миниатюрной книге. "Две мои книги летали на орбитальной космической станции "Мир", а в 1996 году моя книга "Ворон" получила звание "лучшая книга года" в США, а в 1997 году я стал почетным членом Пушкинского клуба в Нью-Йорке", – продолжает Владимир Марков.

Книголюбы утверждают, что миниатюрная книга существовала с тех пор как существует книга – начиная с клинописных трехсантиметровых глиняных табличек. В Средние века миниатюрные книжки создавали в монастырях Европы. Однако шире всего карманные книги распространялись в XVIII веке: молитвенники, поэтические сборники и альманахи. В Россию это увлечение пришло только в XIX веке вместе с польским издателем Шольцем. Однако существовала легенда, что Наполеон в военные компании брал с собой портативную библиотеку путешественника, и именно после войны 1812 года в России распространились маленькие книжки. В советском союзе книги в миниатюре выпускали только в честь очень значимых событий – например, съезду КПСС. К ним относились как к забавным безделушкам.

"Они показывают возможности оформления полиграфического, печати и возможности самого переплетчика", – рассказывает о современных микрокнигах Владимир Марков. Тем кто утверждает, что читать миниатюрную книгу способны только зоркие и очень ловкие, можно ответить, что мини-книга – это не средство получения новых знаний. Это настоящее искусство.