18.09.2007 | 19:53

В Третьяковке открылась выставка Андрея Гросицкого

Сегодня в Третьяковской галерее открылась выставка художника Андрея Гросицкого. Истоки его творчества уходят корнями в эпоху нонконформизма. В ранних работах заметно влияние Сезанна, кубистов и художников "Бубнового валета". Однако в 70-х годах художник обратился к предметному миру, "новой вещественности" и поп-арту. Рассказывают "Новости культуры".

Старая посуда, мясорубки, ботики, гири, обломки труб. В обычной жизни это называется "хламом" и отправляется на помойку, а Андрей Гросицкий возводит эти вещи в ранг просто одушевленных, но одухотворенных. "Здесь все: образ самого предмета, связанного с жизнью людей, большинство из которых уже ушли из жизни земной. Предметы остались, и они аккумулируют эту человеческую энергию, жизнь в себе", – поясняет художник. Его вещи пластичные и яркие. Художник не приукрашивает предметы, ему важно донести природную суть материала. Гросицкий выявляет главное, отталкиваясь от самого предмета – от его веса и плотности, гладкости и шероховатости, объема и плоскости, поверхности и глубины. Особенно часто художник изображает металлические предметы. Серия работ посвящена замкам и ключам. "Здесь, видимо, какое-то философское начало. Ключом можно и запереть замок, и открыть замок. Два таких полюса", – замечает Гросицкий.

Он много лет работает над проблемой иллюзорности, которую решает, визуально увеличивая предмет и выводя его за рамки полотна. Работы приобретают свойства скульптурно-живописного объекта. Еще одну серию – "Манекены" – художник называет "картинами-объектами". "Этот манекенчик принадлежал моему дяде – художнику, который умер в 1932 году. Я его не застал, родился в 1934 году, и этот манекен сохранился в семье. Сейчас он у меня в мастерской, и с ним у меня много работ связано. То есть это прямая связь родственная", – рассказывает Гросицкий. Современные вещи Гросицкого не вдохновляют. Неизвестно, смогут ли художники будущего найти индивидуальность в предметах нашего времени.