27.04.2012 | 11:08

"Белый тигр" Карена Шахназарова. Премьера

Карен Шахназаров вынес на суд журналистов свой новый фильм «Белый тигр». Первая в карьере режиссера лента о войне стала для него, по его собственному признанию, настоящим экзаменом на профессионализм. В основе сценария, который Шахназаров написал вместе с Александром Бородянским, книга Ильи Бояшова, посвященная смертельной схватке советского танкиста с танком-призраком. Фильм военный, но снят в жанре мистической драмы. Первые впечатления от киноленты – в материале «Новостей культуры».  

На пресс-конференции перед пресс-показом «Белого тигра» режиссер Карен Шахназаров признался: «Это кино требует всех знаний, которые я приобрел за все 14 картин, наверное, я все это вложил в это кино, и при этом еще многое для себя обнаружил, потому что такие фильмы снимать – нужны какие-то особые моральные и физические усилия».

Усилия и, правда, потребовались серьезные. Вся мощь «Мосфильма» – особая гордость Шахназарова – призвана в помощь. Целых восемь камер одновременно снимали настоящие боевые пушки, самоходки и, конечно, танки времен Великой Отечественной, приглашенные на главные роли. И это не преувеличение. Шахназаров настаивает: зритель должен почувствовать танк не грудой железа, но неким существом – большим, чем просто машина.

Живыми чувствует танки и главный герой – Иван Иванович Найденов. Чудом выживший после того, как его Т-34 сгорел от выстрела огромного немецкого танка-призрака, прозванного Белым тигром, он как будто родился заново. Молится танковому богу – тот, якобы, сидит в облаках на троне – в комбинезоне и шлеме. Найденов слышит души танков, которые готовы помочь ему стереть с лица земли неуловимого Белого тигра. До тех пор его война – и все войны мира – не будут окончены.

«Конечно, страшно. Но это вопрос, который меня волнует. Я не могу не поставить его. История говорит нам о том, что война не заканчивается. Она идет везде вокруг нас», - объясняет Карен Шахназаров.

Сложнее оказалось с достоверностью человеческих типажей. Даже для актеров в секундных кадрах устраивали полноценные кастинги. Так в картине оказалось много инженеров, бизнесменов, рабочих, водителей. Главное, чтобы образ вписывался в военное время. Для исполнителей главных ролей съемки оказались серьезным испытанием. И дело, конечно, не в килограммах грима, укладываемых долгими часами.

«Было очень страшно задумываться о том, как это было в действительности, - отметил актер Алексей Вертков.

«Эта картина для меня ценна тем, что так, с пылу с жару, не войдешь в кадр, и все время нужно было в себе нести груз – все время что-то такое во мне было, - вспоминает заслуженный артист России Виталий Кищенко.

Из документальных историй в ленте – генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, замечающий во время обеда после подписания капитуляции Германии: «Я никогда в жизни не ел свежезамороженную клубнику». Сюрреализм исторических фактов может затмить любые художественные фантазии.

Шахназаров, исполнив давнюю свою мечту – снять фильм о войне, посвящает его фронтовику-отцу. Многое в этой работе стало для режиссера необычным. Например, он впервые отказался от режиссерского сценария – двигался интуитивно, часто изменяя готовые мизансцены прямо накануне съемок. Иначе разговор о войне, которая калечит жизни, и дает почти мистические силы на подвиг, был бы для режиссера не достаточно честным.