19.09.2007 | 15:41

Сергей Коробков о премьере в МХТ

О премьере в Московском художественном театре пьесы Генрика Ибсена "Женщина с моря" в студии "Новостей культуры" рассказывает театральный критик Сергей Коробков.

- "Женщина с моря" - одна из символичных и поэтичных пьес Ибсена. Как Вы думаете, почему именно ее МХТ выбрал для открытия своего юбилейного сезона?
- Вы хотите сказать, что неожиданно очень, да? Потому что в наше время мы уже отучились и от поэзии, и от символики, и от символистского театра, что означает совсем другое, чем символика. Есть такое популярное слово "формат" - по существу, иллюзия. Нас все время приучают к формату. Конечно, пьеса, которая поднимает важные философские проблемы, которая апеллирует к человеческой душе, наверное, по нынешним временам, "не формат". Но Художественный театр на то и "художественный", чтобы заниматься очень тонкими материями. Поэтому мне кажется, что Олег Павлович Табаков, который распахнул двери МХТ навстречу всем направлениям и всем процессам, которые происходят в обществе, очень точно и вовремя почувствовал, что настало время для того, чтобы разбираться в человеческой душе. Ибсен – один из драматургов, которого, кстати, Александр Блок считал последним великим драматургом мира. Ибсен в своем творчестве, в своей драматургии дает все основания для того, чтобы этим заняться

- Но ведь роль Элиды считается одной из самых сложных в мировом театре. Может быть, поэтому "Женщину с моря" так редко ставят?
- Не только сложных. Я бы даже сказал, роль из тех, которые мы называем легендами. Достаточно сказать, что это была одна из коронных ролей Элеоноры Дузе, и Станиславский видел ее в этом спектакле. Современный актер приучен жить на некой территории, которая подразумевает скорость, темп, энергию. Здесь это все нужно отстаивать. Нужно войти внутрь себя, заняться, как это банально ни прозвучит, "жизнью человеческого духа", как говорил Константин Сергеевич Станиславский. И, конечно, актриса, которая решается сыграть эту роль, должна совершить подвиг. Марина Зудина, которая на это решилась, она, конечно, героиня нашего времени, как и женщина с моря, Элида, написанная Ибсеном.

Читайте также:
О первой премьере юбилейного сезона МХТ