20.09.2007 | 12:31

145 лет "Памятнику тысячелетия государства Российского"

145 лет исполняется в эти дни "Памятнику тысячелетия государства Российского". Монумент, посвященный "первому русскому государю Рюрику", был возведен в Новгороде в 1862 году. Об истории создания уникальной скульптуры рассказывают "Новости культуры".

В середине XIX века в конкурсе на лучший проект памятника приняли участие пятьдесят семь скульпторов. Лучшим был признан Михаил Микешин. Правда, окончательный вариант монумента весьма отличался от первоначального замысла автора, так как композицию дорабатывал сам Александр Второй. "Модель отлили. Император посмотрел, сказал: "Нечто среднее между "плохо" и "очень плохо". Почему? Наверху Петр Первый, под ним – Полтавская битва, наверху Дмиртрий Донской, под ним – Куликовская битва, наверху призвание Романовых и внизу призвание Романовых. У нас что истории нет?"", – рассказывает генеральный директор Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Николай Гринев.

В конечном итоге, помимо двух основных скульптурных групп, появилась третья – горельефный фриз изображающий государственных людей и просветителей, художников и писателей, военных и героев – всего 109 фигур. Вокруг монумента установили бронзовую ограду и два полицейских поста. До революции памятник органично вписывался в пейзаж Новгородского Кремля, однако в 1925 году из Москвы пришел особый указ о сносе монумента, запечатлевшего тиранов. Горожане с выполнением указа не торопились. "Местные власти решили спрятать памятник, защили его досками. Появилась своего рода бочка к ограде. Сделали помост на самой бочке – на ней размещали революционные плакаты, а помост служил трибуной", – продолжает Николай Гринев.

Спрятанный от посторонних глаз, памятник простоял так до Великой Отечественной. В первые месяцы войны фашисты, занявшие Новгород, обнаружив монумент, укрыли его от осколков мешками с песком и собирались вывезти в Берлин как "символ государства российского". Однако они успели только разобрать памятник. В те годы он лишился ограды, фонарей и тридцати двух важных элементов скульптурной композиции. К примеру, фигура императора Александра Первого осталась без шпаги, а фигура Ермака – без булавы. Восстановить их удалось спустя десятилетия после того, как в одном из архивов были найдены эскизы фрагментов памятника.