21.09.2007 | 15:01

Особенности национального танца Калмыкии

Минувшим вечером сцену Концертного зала имени Чайковского занял театр танца "Ойраты" – так на древнем языке называли себя калмыки. Семнадцать лет назад в самодеятельном ансамбле работали девять артистов, и знали о нем только в республике. Сегодня "Ойраты" имеют государственный статус, сцену и собственную хореографическую школу. В ансамбле больше сотни человек. Об особенностях калмыцких народных танцев рассказывают "Новости культуры".

С короткой стрижкой на сцену выходить нельзя. Коса для калмыцкой девушки значит то же, что и лошадь для кочевника. Правда вместо лошадей уже давно используют машины, а косы поменяли на парики. Традиции "ойратов", тем не менее, помнят. Каждое движение в калмыцком танце идет из глубины веков. "Плавные движения рук – это движения Солнца. Есть движения плечами. Самый популярный танец – "чардык" – это тряска", – рассказывает солистка театра танца Калмыкии "Ойраты" Гиляна Сангаева. В наследство от Чингисхана калмыкам остались не только монгольские имена (Чингис – одно из самых распространенных), но и жесткие ритмы барабанов, лисьи хвосты на шапках, пояса, мечи, луки и танец кочевников.

Основатель коллектива Петр Надбитов знает о калмыцком танце практически все. В профессии он уже пятьдесят лет: сам танцевал, потом занялся хореографией. Прошел не только школу Петербурга и Москвы. "Вырос среди старых людей. Собирались, танцевали, а я наблюдал", – вспоминает Петр Надбитов. В танце многое заимствовано от буддистских ритуалов. Без молитвы и благословения ламы не начинают ни одного дела. Цветы, листья, ромбы в костюмах повторяют национальный орнамент. Тюльпаны – символ Калмыкии, поэтому в костюмах так много алого цвета.