24.09.2007 | 12:09

Как звучит старинная музыка?

10 лет назад в Московской консерватории был открыт факультет исторического и современного исполнительского искусства. Юбилей отметят концертом оркестра "Pratum Integrum", что в переводе с латинского означает "Некошеный луг". Многие из музыкантов "Pratum Integrum" являются преподавателями факультета. Оркестр играет старинную музыку, используя аутентичные инструменты. На концерте побывала съемочная группа "Новостей культуры".

В "Pratum Integrum" только так – все по взаимному и всеобщему согласию. Если решили открыть сезон программой старшего и самого известного Баха – Иоганна Себастьяна; причем его флейтовыми сочинениями, – то с этим согласны все. Повышение в социальном статусе и переход из студентов и аспирантов уже в педагоги Московской консерватории амбиций музыкантам не прибавил. Лишь приумножил знания. Особенно в области исторического исполнительства. Например, руководитель оркестра Павел Сербин – руководитель условный, скорее, первый среди равных – решил заняться реконструкциями сочинений Баха.

Виолончелист, художественный руководитель оркестра "Pratum Integrum"Павел Сербин поясняет: "Есть масса баховских вопросов – сочинения, которые были упомянуты, о существовании которых мы знаем или которые сохранились фрагментарно. Сейчас очень популярно стало реконструирование. Люди делают гипотетические конструкции, как это могло бы быть".
Потом композиторско-музыковедческие круги спорят. "Как могло бы быть у Баха", - все считают по-разному. Поэтому, пока еще только идет работа над своими собственными реконструкциями, Павел Сербин и исполнительница на траверс-флейте Ольга Ивушейкова решили сыграть Баха оригинального.

Эта программа – ретроспектива всего Баха, но только в отношении одного инструмента – траверс-флейты, которую композитор очень любил. Ольга Ивушейкова говорит, что баховскую музыку нужно играть именно на такой флейте, сделанной по копии инструмента 1750 года.

Флейта технически несовершенна и уже тем и хороша: нет клапанов, нет металла (флейта сделана из дерева), нет характерной для современных инструментов громкости. Хорошо даже то, что это всего лишь копия старинного инструмента. "Флейты со временем становятся хуже, - говорит Ольга Ивушейкова. - Это связано с влагой. Появляется много трещин, которые невозможно заклеить так, как на скрипке или виолончели".

На каких инструментах играть, музыканты оркестра "Pratum Integrum" договорились уже давно – только исторически правильных, тех, на которых играли во времена написания музыки. Или хотя бы их копиях.