24.09.2007 | 17:29

"Квартет" дуэтом

В Москве вновь состоялись мейерхольдовские встречи, гости которых – всемирно известные режиссеры, корифеи экспериментального театра. Среди них немецкий режиссер Маттиас Лангхофф – легендарная личность в истории современного театра. Он привез спектакль "Квартет" по пьесе Хайнера Мюллера. На сцене дуэт актеров "Комеди Франсез". Сам Лангхофф выступил не только как режиссер, но и как сценограф, и автор видео. Рассказывают "Новости культуры".

Историю по мотивам произведения Шодерло де Лакло "Опасные связи" немецкий драматург Хайнер Мюллер написал более 20 лет назад. И тогда же показал ее своему другу, режиссеру Маттиасу Лангхоффу. Тому пьеса "Квартет" понравилась, но ставить он ее тогда не решился – слишком уж автобиографичной она ему показалась, а некоторые сцены вообще будто стенограмма семейных скандалов самого Мюллера. Но прошло время, эту пьесу о власти и любви, о мужчине и женщине, о чувственных отношениях, перерастающих в противостояние Лангхофу поставить захотелось. Прежде всего, чтобы переосмыслить и свою жизнь.

"Квартет" - это история вне времени и пространства, хотя его первая часть отнесена в салон "до Великой французской революции", а вторая – в бункер, после Третьей мировой войны. Спектакль взглядов, слов, прикосновений. Спектакль о власти в любви. Об этом говорил Лангхофф на творческой встрече.
"Эти два монстра ведут борьбу полов с такой безжалостностью, с такой безоглядностью, - говорит о героях Лангхофф. – И они в этой борьбе доходят до конца, задавая вопрос, требующий однозначного ответа – где эта разница, что нас разделяет? Можно сказать, что за таким поведением будущее. Персонажи показывают, как вести борьбу, и как соотносить себя относительно друг друга в этой борьбе".

Начиналась эта работа как андерграундная история. В какой-то момент у Лангхоффа был простой в работе. Мюриэль Мертей и Франсуа Шатто были заняты в своих театрах, но не репетировали ничего нового. Актеры пришли к режиссеру и сказали – давай. Три месяца на квартире у Мюриэль репетировали "Квартет", по-детски развлекались, по сути дела. Из картонных коробок строили декорации, из подсобных вещей изобретая костюмы. А через три месяца стало понятно, что спектакль готов. Тогда на просмотр пригласили друзей и меценатов, которые, собственно, и дали средства для того, чтобы проект обрел настоящую сценическую жизнь. Чтобы стать спектаклем – вечной человеческой историей в разных странах мира.