24.09.2007 | 18:54

Шесть веков русской иконы

140 иконописных и декоративных произведений – от икон Симона Ушакова и редких подписных работ строгановских мастеров до складника начала XX века в стиле модерн. Все эти уникальные предметы представлены на выставке "Шесть веков русской иконы" в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Об уникальной экспозиции рассказывают "Новости культуры".

Каждая такая икона – это драгоценность, поэтому они экспонируются совершенно особенно. Парадокс музейного дела: главную ценность этой иконы – подпись на обороте – посетители выставки так и не увидят.

Вот одна из считанных работ строгановских мастеров, сохранившаяся на оригинальных досках. Другое дело икона Симона Ушакова, буквально на днях возвращенная из Германии, ее ценность, что, называется лежит, на поверхности.
Куратор выставки Наталья Комашко рассказывает: "Сохранилось довольно много его подписных произведений. Но эта икона уникальна тем, что это первое обращение к иконографии древнекиевской святыни Богоматери Печерской после долгих веков забвения".

Единственные в своем роде масштабные образы Великомученицы Екатерины и Геннадия Костромского с житиями соседствуют в одном зале с уникальной дробницей, исполненной в технике перегородчатой эмали с апокрифическим изображением Вознесения Александра Македонского.

Несмотря на шестивековой разброс по времени создания, экспонаты объединяет одно – все они выставляются впервые.
Геннадий Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева признает: "Этот момент присутствия такого разнообразия, причем уровня в художественном смысле первоклассного… это делает выставку, может быть, перенасыщенной, но очень хотелось все показать".

Желание музейщиков показать на этой выставке как можно больше экспонатов вполне объяснимо. Все они предоставлены частными коллекционерами. И неизвестно, когда эти раритеты можно будет увидеть в следующий раз.