25.09.2007 | 17:39

Трагифарс о милых современниках

На Малой сцене театра Вахтангова состоялась первая премьера сезона. Антон Яковлев сделал сценическую версию знаменитого романа Федора Сологуба "Мелкий бес".
Молодой режиссер рискнул поставить произведение, которое в начале прошлого века было не принято и не понято очень многими. Сценический эксперимент Яковлева держится на одном – заставить зрителя участвовать в диалоге. На премьере побывала съемочная группа "Новостей культуры".

Взявшись за "Мелкого беса" Сологуба, режиссер Антон Яковлев, решил: если не катарсис, то эмоциональный шок. Впрочем, все сто лет со дня написания романа "Мелкий бес" только этим и занимается – провоцирует и шокирует. При том всех без исключения.
"Это трагифарс, - говорит Антон Яковлев. – Это про себя, про нас, про то, каким скотом может быть человек, если не будет задавать себе вопрос – зачем?"

Главный герой – учитель Передонов. Смысл жизни – место инспектора. Ради этой цели все средства хороши – оговорить, пойти на подлог, подписаться под гнусными вымыслами.
Владимир Симонов приговор своему герою не выносит. Испытывает к нему чувство сожаления. Но это скорее дань актерской этике, нежели человеческое снисхождение: "Он что-то среднее между "Записками сумасшедшего" , между Чеховым и Достоевским, как плавающий вариант…до сих пор его ловлю".

Каждый герой со своей сумасшедшей историей. Пытаясь манипулировать, каждый становится то жертвой, то инквизитором. В искусстве интриговать всех оставляет позади Варвара Малошина.
Даже для актеров, этот опыт показался тяжелым. Это как пережить душевную болезнь, в которой не просто признаться даже самому себе..
"Это в жизни существует и это надо смотреть, - говорит актриса Ольга Тумайкина. – Мы замахнулись на такие вещи…"

В предисловии Сологуб писал: "Милые современники, это я о вас писал мой роман о "Мелком бесе"". По признанию Яковлева "Мелкий бес" тоже о милых современниках.