27.04.2012 | 16:44

В Омске идет реставрация картины Василия Денисова "Саломея"

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Василия Денисова. Известность художнику принесли эскизы плакатов и панно для съездов и заседаний в Большом театре, оформление представления «Самсон-победитель» в Первом Госцирке на Цветном бульваре в Москве. Произведения Денисова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и частных собраниях. В провинциальных коллекциях его полотна – большая редкость. В Омском музее изобразительных искусств специалисты реставрируют картину Денисова «Саломея». Рассказывают «Новости культуры».

Почти девять десятилетий «Саломея» хранилась в запасниках музея без подрамника, накатанная на вал. Поступившая в 1925 году из национализированного музейного фонда, картина, написанная на библейский сюжет, была чужда советскому искусству. Да и имя автора – Василия Денисова – в списке художников так называемого «первого ряда» не значилось. В год полуторавекового юбилея со дня рождения мастера полотно возвращают к жизни омские специалисты. Фактурную живопись восстанавливают буквально по сантиметрам.

«Фактура негладкая, поэтому приходится применять такой прибор, как электрошпатель. С его помощью на разных уровнях фактуры можно укреплять красочный слой, не повредив соседний», – поясняет заведующая реставрационными мастерскими Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Наталья Минько.

Денисов не боялся экспериментировать. На тонкий холст вместо грунта он накладывает крахмал, замешанный на пигментах, а затем большой объем красок. Они проникают даже на оборот картины. Спасти шедевр реставраторы планируют с помощью сухой дублировки.

«Художник дерзнул изобрести свою светотень, свою композицию. На первое место у него выступает не содержание, а фактура красочная. Поэтому тут феерия красок и брызги, и жемчуг», – продолжает Наталья Минько.

Профессиональный музыкант, выпускник Варшавского музыкального института Василий Денисов впервые взял в руки кисть в сорокалетнем возрасте. Он брал частные уроки живописи у Константина Коровина и Валентина Серова. Фантастические композиции Денисова в духе символизма пришлись по вкусу Всеволоду Мейерхольду и Вере Комиссаржевской. Художник получил заказы на оформление спектаклей в известных театрах. По приглашению Сергея Дягилева Денисов выставляет свои работы на выставках русского искусства в Париже и Берлине. Его полотна сохранились во многом благодаря петербургскому коллекционеру Александру Коровину.

«Он намеревался открыть галерею современного искусства. Для этого он приобрел еще один особняк на Васильевском острове. У него собралось около трехсот первоклассных произведений современного искусства. Но наступил 1917 год, его коллекция была национализирована», – рассказывает  хранитель фонда русской живописи Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Занфира Девятьярова. 

Александр Коровин не прочь был и сам встать за мольберт. Сохранился написанный им интерьер собственной спальни. На стенах можно увидеть полотна его современников. Среди них были и написанные Василием Денисовым «Натюрморт с цветами» и «Саломея». Историю еще одной картины этого художника – пейзажа с деревьями, на обороте значится «Деревня Райки» – специалистам еще предстоит выяснить.