27.09.2007 | 15:32

Из истории маленького черного платья

Она жила и творила по законам искусства, и сама стала самым загадочным мифом двадцатого века. Настоящее имя Коко Шанель – Габриэль Бонер. Ее второе имя переводится с французского как "счастье". Прозвище "Коко" приклеилось к ней с тех времен, когда она пела в кабаре.
Свое триумфальное шествие она начала с открытия обыкновенного шляпного магазина. А потом эта удивительная мадмуазель совершала в моде революцию за революцией. О жизни самой влиятельной женщины-кутюрье XX века рассказывает выставка "Шанель. По законам искусства". В Музее изобразительных искусств имени Пушкина творчество Шанель представлено в подлинниках на фоне подлинных произведений искусства. Репортаж "Новостей культуры".

Великая Мадмуазель всегда вызывала ажиотаж. Видя Коко Шанель, репортеры никогда не упускали возможность лишний раз нажать на затвор фотоаппарата. Все то же самое происходит на открытии выставки "Шанель. По законам искусства", - где собрался весь цвет Парижа и Москвы.
Ирина Антонова так объясняет появление выставки в музее: "Это явление моды, явление искусства. Она – Шанель – художник, ее интересно показать в нашем музее".

С легкой руки Жана Луи Фромана уникальная коллекция архива Шанель впервые в Москве. Вместе с ней в экспозиции работы признанных художников и фотографов двадцатого века.

В экспозиции нет мелочей. Ковры цвета песка напоминают пляж Биаррица, где Шанель открыла свой первый модельный дом и встретила Пикассо. Со знаменитым художником Коко оформляла спектакли для Дягилева и Стравинского: он писал декорации, она делала костюмы. Маленькая рука великой мадмуазель изменила привычное течение двадцатого века. Лаконизм, простота, удобство – главные принципы Шанель.

Марика Жанти, директор архива Шанель, рассказывает: "Она составляла удивительные коллажи из собственных впечатлений. Явления в художественной жизни нашло отражение в ее творчестве, так же, как и ее творчество оставило отпечаток на искусство тех лет".

Ювелирную коллекцию мало кто знает. Шанель создала ее в тридцатые, в эпоху кризиса. Роскошь бриллиантов подчеркивала простоту ее моделей.
Валери Дюпон, директор Дома Шанель по международным вопросам поясняет: "Шанель выбрала звезды и кометы, говоря "я покрою всех женщин созвездиями". Это сюрприз – украшения приехали в последний момент сюда".

Маленькое черное платье с ниткой жемчуга совершило революцию в мире моды. Оно было настолько популярно в конце тридцатых, что Шанель пригласили в Голливуд. Она одевала Марлен Дитрих и Грету Гарбо, создав принципиально новый женский образ.

Еще раз Коко покорила мир, создав свои духи. Она назвала их просто "Шанель". Это был вызов: до нее никто не отваживался дать аромату свое имя. Эрнест Бо, выходец из России, придумал для Шанель десять разных ароматов. Она выбрала номер пять.
Патрик Дюсей, хранитель духов, рассказывает о коллекции: "Не только аромат, но и сам флакон стали сенсацией. Его лаконичная форма повторяли простоту и аскетизм моделей Шанель. Но в этом был особый шик".

Россия – особая страница в жизни Шанель. Ее любил Великий русский князь Дмитрий. Она финансировала постановки Дягилева, помогала семье Стравинского. Многие свои модели Шанель украшала по-русски – мехами и вышивкой, каждый раз поднимая моду на уровень искусства.

Читайте также:

Магия и волшебство Коко Шанель

Александр Васильев о времени Шанель