27.04.2012 | 19:32

"Воображаемый музей" в подарок к вековому юбилею

К своему вековому юбилею Музей изобразительных искусств имени Пушкина подготовил масштабный неординарный проект «Воображаемый музей». Для названия выставки позаимствовали заглавие работы французского писателя и культуролога ХХ века Андре Мальро. 46 шедевров из 27 крупнейших музеев мира и частных коллекций украсили оба здания Пушкинского. Это не единая выставка. Произведения размещены в залах, соответствующих им по времени и происхождению. О диалоге культур в пространстве одной выставки – репортаж «Новостей культуры» из Музея изобразительных искусств. 


Франция, Германия, Великобритания, Италия, Испания, Лихтенштейн, Швеция – всех не перечислишь. Это флаги стран, предоставивших произведения для выставки в Пушкинском музее. Впервые такое представительное собрание шедевров сосредоточено не в одном зале, а рассеяно по всему музею. Зрителям придется обойти все залы и этажи музея.

«Мы понимаем, что мы задаем непростую задачу нашим зрителям, – говорит директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. – Но, если хотите, нам это доставляет особое удовольствие. Это усилие, которое мы у вас просим. Пройти через весь музей в поисках вот этих шедевров, которые нам прислали».

Первым по дороге шедевров прошел министр культуры Александр Авдеев. Можно сказать, сейчас это почти идеальный музей, и таким он останется до конца июля. Пока здесь будут находиться произведения из 27 государственных и частных собраний мира.

Конный портрет принца Балтасара Карлоса кисти Веласкеса из музея Прадо. Это один из двух портретов наследника испанского престола, которые написал Веласкес. Первый – когда принцу исполнилось два года и вот этот, где ему 16 лет. Еще один шедевр из Прадо – «Несение креста» Эль Греко. Христос изображен в момент шествия на Голгофу. Из Британского музея доставлена Золотая лира из гробницы царицы Пуаби (III тысячелетие до Рождества Христова). А в зале итальянских мастеров – картина Витторе Карпаччо на евангельский сюжет – Рождество Девы Марии. В интерьере венецианского палаццо.

«Мы как будто наблюдаем повседневную сцену, и в этом огромное обаяние искуссвта этого мастера», – отмечает ведущий научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина Виктория Маркова.

Одновременно в Пушкинском музее открылась еще одна выставка, посвященная истории самого музея. За 100 лет он прошел путь от учебного музея при Московском университете до крупнейшего в мире собрания западноевропейской живописи.

«Над этим воспросом в течении 200 лет задумывались самые просвещенные люди страны, которые мечтали об этом музее. Они мечтали о том, чтобы произошло соединение русской культуры и тех великих образцов мировой культуры, которые накопило человечество», – поясняет заместитель директора ГМИИ имени Пушкина Зинаида Бонами.

«Меня очень впечатлила выставка истории самого музея, как он создавался, лица подвижников, как в войну снег счищали с пола музея, поскульку крыша отсутствовала», – подчеркивает министр культуры России Александр Авдев.

Директор музея Ирина Антонова показала не только вчерашний, но и завтрашний день Пушкинского музея. Макет будущего музейного городка, который объединит несколько зданий. Это проект знаменитого архитектора Нормана Фостера. В свою очередь Александр Авдеев сообщил, что сейчас этот проект находится на рассмотрении московского правительства и имеет все шансы быть утвержденным.

Читайте также:
Пушкинский музей готов к столетнему юбилею

«Воображаемый музей» - к 100-летию ГМИИ имени Пушкина

В ГМИИ имени Пушкина открывается "Воображаемый музей"