28.09.2007 | 18:00

Датский принц кинематографа Георгий Рерберг

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения Георгия Рерберга. Друзья в шутку называли его принцем Датским, намекая на скандинавское происхождение. Его дед – архитектор, построивший в Москве Центральный телеграф и Киевский вокзал, отец – известный художник-график. Это от них Георгий Рерберг унаследовал привычку смотреть на мир глазами художника. Он стал одним из лучших операторов отечественного кино. Успех фильмов Тарковского, Кончаловского, Абдрашитова, Захарова, Соловьева во многом связан с работой Рерберга. Рассказывают "Новости культуры".

Георгия Рерберга не стало 8 лет назад. Рассказать о том, каким был Рерберг, как он жил и работал, теперь стало делом жизни Игоря Майбороды. За два года до смерти Рерберга Игорь Майборода показал ему сценарий своего фильма. Мастер, работавший с Тарковским и Кончаловским, вдруг согласился быть оператором на картине дебютанта.
"Георгий Иванович любил вот такие розы, мелкие, - вспоминает Майборода. – Однажды он снимал где-то в сером интерьере и так ему эта серость надоела, тогда все номера в гостинице, где жила съемочная группа, он собственноручно украсил красивыми цветами".

Художественный фильм по сценарию Майбороды знаменитый опертор доснять так и не успел. Теперь уже Игорь Майборода работает над двухчасовой документальной лентой о Рерберге. И, кажется, знает все о своем кумире, человеке, который входит в десятку лучших кинооператоров мира.
"То, что я рассказываю о Георгии Ивановиче- это он сам рассказал, я ничего не придумываю, - рассказывает Валентина Титова, вдова Георгия Рерберга. – Очень много сочиняют, когда жизнь заканчивается у гениального человека, начиняют сочинять о нем".

В альбоме вдовы Рерберга, актрисы Валентины Титовой, нет совместных фотографий, где были бы и он, и она. Повелитель камеры Рерберг презирал любительские съемки – дилетантизм, говорил: "меня должны узнавать не по фотокарточке, а по кинокадру".

Это Рерберг в 1967 году придумал снять фильм "История Аси Клячиной" так, чтобы он был похож на документальный – для большей достоверности происходящего. А после выхода других фильмов Андрея Кончаловского – "Дворянское гнездо" и "Дядя Ваня" - манеру, в которой они были сняты Рербергом, окрестили киноживописью.
Рерберг сумел так совместить в одной ленте черно-белые и цветные кадры, что это стало особым художественным приемом. Так сделана картина "Здравствуйте, я ваша тетя".
В фильме Тарковского "Зеркало" Рербергу удалось удивительно правдоподобно воспроизвести иллюзорный мир воспоминаний и снов… Фильм "Сталкер" Тарковский хотел снимать тоже с Рербергом, но не сложилось.

В девяностые годы оператор ушел из игрового кино. "Я наработал какое-то имя и плохое кино снимать мне не пристало, - говорил Рерберг. – Мало кто знает, я снял 9 симфоний Мравинского за 10 лет. Мне было интересно, это расширение кругозора и потом, он фантастический мужик".

О Рерберге говорили "гордый", "с непомерными амбициями". Иногда он действительно забывал, что на площадке есть еще и режиссер. Но все, кто знал его или хотя бы раз встречался с ним, утверждают: о Рерберге, кинооператоре от Бога, надо писать книги и снимать фильмы.

"Я не думаю, что я стану знаменитым за счет Рерберга, - говорит Игорь Майборода. – Это не тот человек, на которого надо ставить, чтобы стать знаменитым, к сожалению. Я знал Рерберга, я знал его немного и мне хотелось, чтобы и люди его узнали тоже".

Работа Майбороды над фильмом о Рерберге продолжается уже 6 лет, неизвестно, будет ли закончена. А вот в Дании, откуда вышли предки Рерберга, фильм о нем был снят еще при жизни мастера.