29.09.2007 | 13:35

101 икона из Ярославля

В собрании Ярославского художественного музея хранится более двух тысяч памятников древнерусского искусства. Наиболее значительная часть коллекции - иконы, написанные в период расцвета Ярославля в XVII - XVIII веках. Часть из них впервые представлена в залах Третьяковской галереи на выставке "101 икона из Ярославля". "Богоматерь Корсунская", "Вознесение" и "Святитель Иоанн Златоуст с житием в 52-х клеймах" - это "зерцало духа России", как образно называют эти образцы иконописи. Подробности у "Новостей культуры".

На выставке представлено шестьдесят икон XVII века, более сорока – XVIII. Богатство экспозиции поражает даже самых искушенных посетителей. Впервые выставлены иконы-рамы для чудотворных ликов XVIII века.

Алексей Федорчук, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Ярославского художественного музея: "Представьте, 1920-е годы, Ярославль, более 100 храмов. Начинают комплектовать собрания. Невозможно спасти все. Из праздничного ряда – три иконы, из деисусного – два. На целостность никто не смотрел".

То, что до нас дошел праздничный ряд из десяти икон, просто чудо. Для специалистов это еще одно свидетельство того, что церковный раскол никак не повлиял на ярославскую иконописную школу. Уникальный случай.

Левон Нерсесян, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи: "То, что в конце XVIII века они взялись делать рамы на своих святых, это важная линия диалога. Работали с оглядкой на свой XVIII век, добавляя барочные черты".

Авторство многих икон не установлено. "Рождество Христово" приписывают ярославскому мастеру XVII века Иосифу Владимирову, создателю первого русского теоретического трактата об иконописи. Среди раритетов – одна из немногих датированных и подписанных икон: "Богоявление", 1692 год, иконописец Андрей Савин. О нем ничего неизвестно. В отличие от Федора Евтихиева Зубова, который работал в Оружейной палате, делал некоторые заказы для Ярославля. На выставке можно увидеть его икону "Илья Пророк в пустыне".

Алексей Федорчук, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Ярославского художественного музея: "Связи с Ярославлем сохраняются, так как икона была написана после уезда Зубова из Ярославля, и в Ярославль лишь послана. Очень хорошая сохранность".

О сохранности часто говорили сотрудники Третьяковской галереи и Ярославского художественного музея. Его уникальные иконописные фонды долгие годы были неразобраны, до 1970-х годов находились в подвале церкви Ильи Пророка. Надежда Петрова, директор Ярославского художественного музея: "Церковь зимняя, подклет сырой. Вещи были в ужасном состоянии. Произведения просто закрывали, заматывали намертво".

Серьезные работы по реставрации начались недавно, в основном, благодаря частным средствам. 16 икон отреставрировали специально к московской выставке, привезли также иконы, сюжеты и время создания которых определили недавно. Это произведения середины XVIII века - "Спас Великий Архиерей" Афанасия и Ивана Шустовых и "Спас Нерукотворный".

Читайте также:

В Третьяковке открылась выставка ярославских икон