29.09.2007 | 18:17

Микеланджело Антониони. "Он снимал по–настоящему элегантное кино"

29 сентября исполнилось 95 лет со дня рождения Микелеанжело Антониони. Его называли "академиком киноживописи", "певцом одиночества". Из-за особой поэтичности стиля режиссера всегда возникает чувство, что Антониони сказал больше, чем показал. Так считает Тонино Гуэрра, который создал с Антониони 12 великих фильмов. О том, как рождались "Красная пустыня" и "Затмение" Тонино Гуэрра рассказал "Новостям культуры".

Тонино Гуэрра: "Нашу первую встречу с Антониони я даже не помню. Это было в 1950-х. Мы все тогда приехали в Рим. Я и Феллини из Римини, Антониони из Феррары. Феллини готовился снимать свой первый фильм, а Антониони, он ведь немного старше, уже снимал и как раз искал сценариста".

Результат этой встречи Тонино Гуэрры и Микеланджело Антониони – 12 фильмов. Коммерческого успеха не имел почти ни один, но каждый называют легендой мирового кинематографа. В 1960 году они начали с черно-белых историй о том, как красивые люди в красивых интерьерах не понимают друг друга. В бурные политизированные 1970-е годы Антониони снимает совсем другое кино. Фильм "Забриски Пойнт" стал культовым сразу после выхода на экраны. Студенческие беспорядки и свободная любовь – после этих кадров Антониони стал кумиром поколения хиппи.

Тонино Гуэрра: "Иногда мы очень сильно спорили. Однажды во время работы над фильмом "Забриски Пойнт" в запале даже сломали шкаф".

Они спорили и на съемках первого цветного фильма Антониони "Красная пустыня" 1964 года. Сейчас этот фильм изучают в киношколах всего мира как образец совершенного подбора цветов в кадре. Чтобы достичь такого результата, Антониони покрасил улицы и стены домов на съемочной площадке.

Тонино Гуэрра: "Антониони первым изобрел многие приемы, способ движения камеры, непрерывные, бесконечно длинные планы. Но главное, что у него было безупречное чувство стиля. Он снимал по–настоящему элегантное кино".

Это элегантное кино принесло Антониони премию "Оскар", двух венецианских "Золотых львов" и каннскую "Пальмовую ветвь". Последние годы жизни за каждым появлением режиссера на публике пристально следили десятки камер и фотообъективов.

Тонино Гуэрра: "Все почему-то думают, что мы были очень серьезны. Нет. Мы играли в разные игры, бросали бумажные шарики в мусорную корзину – на меткость такое соревнование – и только потом постепенно начинали обсуждать фильм".

Между первым и последним фильмом Антониони по сценарию Гуэрры прошло 30 лет. Все секреты совместной работы Тонино Гуэрра не раскрывает даже во время длинного интервью. Но и сам Антониони никогда не ставил точек. Острую детективную линию самого знаменитого своего фильма "Фотоувеличение" он внезапно бросил на середине и закончил картину игрой в невидимый теннис.