01.10.2007 | 17:25

Петеру Штайну 70 лет

Сегодня исполняется 70 лет знаменитому немецкому режиссеру Петеру Штайну. Уже несколько лет он не ставил спектаклей в России, но откровение "Дачников", триумф "Трех сестер" и незабываемое впечатление от "Гамлета" - это актуальные вехи российской театральной реальности. Рассказывают "Новости культуры".

Советские театральные режиссеры и актеры знакомились с Петером Штайном во время редких поездок за границу. То, что они видели в Германии, было поразительно и не привычно. Уже тогда они мечтали о приезде Штайна в СССР.

Кларисса Столярова вспоминает: "Когда они возвращались, они все мне рассказывали о потрясающем режиссере. Они видели тогда спектакль "Дачники"".

Первый визит состоялся в 1975 году, Штайн приехал в Союз знакомиться с русским театром. Гидом по тогдашней театральной Москве для Штайна стала Кларисса Столярова. Она была и переводчиком и посредником. "Галя Волчек меня уговаривала все время – ну сделай так, чтобы он у нас поставил, я тебя умоляю, уговори его у нас поставить в "Современнике"", - вспоминает Кларисса Столярова сегодня.

Уговорить Петера Штайна тогда не удалось. Режиссер наотрез отказался работать в тоталитарном государстве. Сказал, что готов как угодно долго ждать, до тех пор, пока в стране не произойдут перемены.

Петер Штайн полон оптимизма в своих прогнозах о будущем нашей страны: "Можно было бы предположить, что русские со своей загадочной русской душой не смогли бы наладить хорошо организованную и нормально функционирующую экономику. Но сейчас все выглядит так, что лет через десять вы многого добьетесь. Перемены происходят в России и уже произошли, да еще какие".

В девяностые, когда Штайн привез во МХАТ "Дачников" и "Три сестры", он признавал, что влюблен в русскую театральную традицию, актерскую школу и систему Станиславского.

"Этот человек знает про театр все, - говорит Татьяна Догилева. – Он добивается от актера не каких-то недосягаемых вершин, нет, он тут же тебе это покажет. Ему нужен древнегреческий крик, он тут же его прокричит. Ему нужно как-то упасть, он тут же упадет, ему нужно какое то внутренне движение, сильное, он его тут же сделает. Он знает все".

"Столкнувшись с русскими актерами, я понял, насколько высока степень мобильности в русской актерской школе, - таковы выводы Петера Штайна. – Кроме того, я столкнулся с совершено своеобразной методикой. Русские актеры медленны. Нужно иметь много терпения. Но, в конечном счете, то, что я пытался в них вкладывать, очень медленно, но каким-то образом прорастало и развивалось".

Последний раз Штайн приезжал в Москву два года назад. Смотрел спектакли в МХТ, подбирал актеров на постановку спектакля "Ричард II". Но проект так и не был реализован. С Олегом Табаковым Штайна по-прежнему связывает только дружба.
"Так в жизни бывает, что люди, даже стремящиеся составить содружество, к сожалению, весьма прозаическими какими-то мотивациями жизни этого не достигают", - говорит Олег Павлович Табаков.

Актер Евгений Миронов, который работал в обеих российских постановках Штайна, мечтает продолжить работу с немецким режиссером.
"Если состоится еще раз наша творческая встреча, думаю, надеюсь, что я буду работать как артист, - говорит Евгений Миронов. – Как продюсер или директор будет работать человек, которого я назначу. Я не буду иметь к этому никакого отношения, это не будет мешать нашим взаимоотношениям".

В начале 90-х Штайн для российской публики явился откровением, глотком свежего воздуха, поразил своим нестандартным прочтением русской классики. Сегодня, когда Россия полностью встроена в международный театральный контекст, стала участником всех крупных театральных фестивалей, визит немецкого режиссера в Россию и его постановки – штатная ситуация сотрудничества.

"Я не укрепляю дружбу между народами и не провожу неделю российского театра в республике Италия, где последнее время обретается Петер, - говорит Олег Табаков. – Я думаю, что на сегодня самые живые пробы, самые живые, даже тектонические сдвиги на театральном материке происходят в России".