02.10.2007 | 10:52

Возвращение мастера, опередившего время

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств открывается масштабная выставка работ Владимира Баранова-Россине. Имя этого художника и изобретателя первой половины ХХ века в последнее время словно возникло из небытия. Искусствоведы называют его "гением многообразия", его картины среди самых покупаемых лотов на аукционах русского искусства, и, наконец, он - автор столь привычных сегодня вещей, как светомузыка или военный камуфляж. Подробности рассказывают "Новости культуры".

Выставка "Владимир Баранов-Россине – художник русского авангарда" может перевернуть наши представления не только о художественной культуре, но и истории ХХ столетия. Владимир Баранов-Россине - автор множества декоративных работ, первых полихромных передвижных скульптур и оптофонического пианино - прототипа светомузыки Скрябина. В России его имя практически неизвестно, хотя художник работал с Кандинским и Мейерхольдом, устраивал революционные праздники и свето-музыкальные концерты, а в 1925 году был вынужден эмигрировать в Париж.

Впервые на этой выставке собраны работы из Франции и крупнейших музеев России - все то, что в Москве еще не видели. Какая связь между изобретением камуфляжа военных машин, аппаратом для определения качества драгоценных камней и экспериментами с цветомузыкой?

Многие из работ дочь художника Татьяна Баранова–Россине видит впервые. Она родилась во Франции. Татьяна вспоминает об отце как о чудаке-изобретателе. Живописных и самых смелых экспериментальных работ отца, собранных вместе, никогда не видела.

Татьяна Баранова-Россине: "Он действительно очень много изобрел. Он изобрел аппарат для производства газировки! Здорово, да? А еще он изобрел приспособление для того, что бы определять драгоценный камень или нет!".

Цветные трехмерные работы Баранова-Россине – новация начала прошлого века. Одна из кинетических скульптур - кинетических, потому что некоторые части должны были двигаться по замыслу художника, хранится в Музее современного искусства Нью-Йорка. Некоторые привезенные из Франции работы пока еще никто не видел.

Владимир Царенков, куратор выставки: "Владимир Баранов-Россине начал их делать в 1912 году. Это документально подтверждено каталогами выставки в Париже. Пикассо начал делать свою деревянную крашенную скульптуру только к 1914-1915 годам".

Многим известно имя Скрябина и его эксперименты со светомузыкой. Но у Скрябина была только теория и не многие знают, что увлечение Баранова-Россине идеей совмещения цветов, света и музыки привело к созданию удивительного музыкального инструмента – оптофонического пианино.

Наталья Автоновмова, заместитель директора ГМИИ имени Пушкина: "Он изучал и хотел создать новые ноты, которые были бы важны и для музыки, и для живописи, но в конце концов изобрел инструмент, который объединял и давал светомузыковую ауру. Все это потом очень активно развивалось".

Кроме того, художник-новатор принимал активное участие в оформлении революционных праздников и спектаклей Мейерхольда, и, конечно же, не уставал изобретать. Мало кому известно, что кроме экспериментов с цветом, светом и музыкой, Баранов-Россине является изобретателем камуфляжной окраски военных кораблей. Изобретение не было запатентовано, но широко использовалось во время Второй мировой войны. Во время войны, в 1944 году, Баранов-Россине погиб. Это произошло в концлагере Аушвиц.