03.10.2007 | 10:02

Под лозунгом "Искусство сейчас"

Сегодня в столице открывается фестиваль "Территория". Этот форум называют "культурным минным полем" и даже "культурной диверсией". Самые яркие и радикальные творцы современного искусства не только представят в Москве свои работы, но и проведут мастер-классы для российских студентов. О программе фестиваля его организаторы рассказали на пресс-конференции. Подробнее рассказывают "Новости культуры".

Радикальное, авангардное, шокирующее и самое современное европейское искусство привозят на фестиваль "Территория". Фестиваль пройдет во второй раз под лозунгом "Искусство сейчас". Завтра 150 студентов четвертого курса из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Новосибирска, Екатеринбурга и Саратова будут участвовать в открытии фестиваля у столичного Театра Наций.

Тема фестиваля этого года - тело в городе. Кирилл Серебренников, режиссер и организатор фестиваля: "Это тело Германа Виноградова. Но город маленький, а тело большое". Метафору, объединившую разнообразные события программы, организаторы фестиваля искали вместе, как и площадку для пресс-конференции. Кирилл Серебренников поясняет: "Сначала думали роддом, место, где впервые тело встречается с городом, потом травмпункт". В итоге, остановились на Театре Наций, где пройдут мастер-классы мэтров театрального авангарда Ромео Кастелуччи, Андрея Жолдака, Теро Сааринена, Эдди Маалема и Деклана Доннеллана.

В этом году обширная кинопрограмма: студентов ждут встречи с десятью мастерами современного европейского кино. Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов объясняет, зачем его команда носит каски: "Мы защищаем череп и то, что внутри, неспроста. Мы должны разрушить стереотипы, и даже в самих себе".

Чтобы разрушить стереотипы в себе, Чулпан Хаматова будет посещать мастер-классы "Территории" не как организатор, а как студент, для собственного профессионального развития. Чулпан Хаматова, актриса и одна из организаторов фестиваля "Территория": "У нас абсолютная блокада, голод информационный. Мы ничего не знаем в современном театральном мире".

Кирилл Серебренников: "Есть такая дисфункция, непонимание между людьми, которые занимаются искусством в России и теми, кто занимается им в Европе. Пытаемся починить".

Ромео Кастеллуччи пять лет назад приезжал в Москву со спектаклем "Генезис". На этот раз лауреат европейской премии "Новая театральная реальность" привезет четвертую из одиннадцати частей проекта под названием "Трагедия, рождающаяся из себя самой". Ромео Кастеллуччи рассказывает о постановке: "Действие этого спектакля происходит в мраморной комнате, освещенной неоновым светом. Этот свет не дает тени, он аналитический, хирургический, такой же холодный, как мрамор. Одна из основных метафор спектакля – скрижали, закон. Закон порождает героя трагедии, потому что трагическим герой становится, только нарушив закон".

Другой создатель новой театральной реальности - бельгиец Алан Платель - приедет в Россию впервые. Танец, вокал, музыка, драма и цирк - все это есть в спектакле, ставшем главным событием последнего Авиньонского фестиваля. Он называется VSPRS, сокращенно от слова "Вечеря".

Из современной хореографии на фестивале будут представлены две авторские версии "Весны священной": финская - хореографа Теро Сааринена, французская - хореографа Эдди Маалема. Из литературных событий - выборы короля поэтов в Политехническом музее. Музыкальную программу курирует Теодор Курентзис. На "Территории" пройдут ретроспектива европейского хорового искусства, концерт современной музыки и концерт-оратория "Мистерион" Карла Орфа. В совместной постановке Теодора Курентзиса и Кирилла Серебренникова на сцену выйдут студенты.