04.10.2007 | 16:40

Кирилл Разлогов о британском кинематографе

В столице стартует фестиваль "Новое британское кино". В программе форума - одиннадцать фильмов: от работ признанных мастеров до дебютных лент начинающих режиссеров, от серьезных экранизаций литературной классики до молодежных комедий.

В студии программы "Новости культуры" - кинокритик Кирилл Эмильевич Разлогов.

- Еще несколько десятилетий назад британцы говорили о кризисе национального кинематографа. Как его удалось преодолеть?

- Ну, Британцы всегда говорят о кризисе: национальной культуры, национального самосознания, национального кинематографа. Но коль скоро британское кино развивается в формате фарватера Голливуда, то естественно – с одной стороны отгородиться от Голливуда, а с другой стороны стать его составной частью - задача достаточно сложная. Если голливудский кинематограф перестал быть американским и стал транснациональным, то, в известной мере, британскому кино угрожала та же опасность. И вот, выходя из этого кризиса, британское кино стало обращаться к повседневным реалиям, как своей собственной жизни, так и жизни других стран и народов (в этом плане очень характерна картина режиссера Энтони Мингеллы, которая называется "Взлом и проникновение"), а британцы стали обращаться к своей национальной культуре. Не случайно Джейн Остин – одна из наиболее экранизируемых авторов в мировом кино, в том числе в Голливуде и Индии, а не только в Великобритании. И картина, которая в оригинале называется "Как стать Джейн" - она открывает этот фестиваль - свидетельствует в том, что британцы пытались выйти из кризиса, обращаясь к истокам национальной культуры и национальной литературы. Но на самом деле самые интересные картины делаются не как пример выхода из кризиса или входа в него, а как самостоятельные произведения, возвышающиеся над общим потоком.

- Насколько полно программа фестиваля отражает ситуацию в современном британском кино?

- Если учесть, что программа фестиваля охватывает более двадцати лет британского кино: от картины "Жестокая игра" до самых последний работ, и ежегодно в Великобритании делается ну, уж по меньшей мере, более 100 полнометражных игровых фильмов, то никаким полным отражением это быть не может. В какой-то степени ситуацию в британском кино отражают фильмы, которые демонстрируются в прокате. Но вряд ли для кого-то будет новостью, если сказать, что Гарри Поттер сегодня самый популярный персонаж не только британской, но и абсолютно всей мировой культуры. Поэтому недели такого рода в основном преследуют цель восстановить те лакуны, те куски британского кино, которые по разным причинам в прокате не были. Таким образом, эта программа достаточно представительна, разнообразная: от молодежной комедии на порнографические темы "Я хочу Кэнди, или Я хочу конфетку" до постановочных картин, которые носят такой вненациональный характер. Но ни о каком полном представлении британской культуры, конечно, речи быть не может.